На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Униформа Крымской войны

«Великий князь Николай Николаевич Старший осматривает работы гвардейских сапёров в устье Невы». Справа – начальник инженеров Гвардейских корпусов генерал-лейтенант П. А. Витовтов, слева – командир лейб-гвардии Саперной бригады генерал-майор Н. Ф. Хомутов 2-й. Командир роты рапортует о ходе выполнения поставленной задачи. Время создания картины 1856 г. Художник Гебенс Адольф Иванович (1819–1888). ВИМАИВиВС, СпБ

«На нем была незатасканная фуражка, тонкая, немного странного лиловатого цвета шинель, из-под борта которой виднелась золотая цепочка часов; панталоны со штрипками и чистые, блестящие, хотя и с немного стоптанными в разные стороны каблуками, опойковые сапоги, — но не столько по этим вещам, которые не встречаются обыкновенно у пехотного офицера, сколько по общему выражению его персоны, опытный военный глаз сразу отличал в нем не совсем обыкновенного пехотного офицера, а немного повыше. Он должен был быть или немец, ежели бы не изобличали черты лица его чисто русское происхождение, или адъютант, или квартермистр полковой (но тогда бы у него были шпоры), или офицер, на время кампании перешедший из кавалерии, а может, и из гвардии.»
Л. Н. Толстой. «Севастопольские рассказы». «Севастополь в мае»

Неизвестные войны. Военный историк Штакельберг, характеризуя солдата николаевской эпохи, отозвался о нём так:

«Бравый, молодцеватый, серьёзный, религиозный, преданный царю-батюшке и Отечеству, любящий своего командира, терпеливый, способный безропотно переносить все тяготы походной жизни, украшенный крестами и медалями, шевронами, готовый на подвиг и самопожертвование...»

Поскольку в данном материале речь пойдёт о форменном обмундировании, то помимо душевных, выделенных им качеств, обратим внимание на то, что «солдат украшен», то есть его униформа содержит множественные декоративные элементы, включая и награды за храбрость. И да, действительно, эпоха Наполеона и яркой опереточной униформы вроде бы завершилась, но только завершилась она не вполне.


«Генерал Витовтов инспектирует работу Л.-гв. Конно-Пионерного дивизиона на манёврах». Художник Гебенс А. И.

Те же англичане как носили красные кургузые мундиры, меховые шапки и кивера, так и продолжали носить. Французы, напротив – верх имели синий, а низ, то есть штаны, был у них красный, так что нашим командирам даже в пороховом дыму было легко различать, где какие солдаты атакуют наши позиции под Севастополем.


Французский зуав под Севастополем. Музей Армии, Париж. Фото автора

Важно отметить, что в обмундировании войск того времени совершенно игнорировалось главное предназначение военной одежды: дать солдату защиту от непогоды, по возможности сберечь его здоровье и силы и дать возможность с удобством передвигаться и действовать своим оружием. Но ни одному из всех этих требований обмундирование войск российской императорской армии в то время не удовлетворяло. Впрочем, не удовлетворяло оно этим требованиям у всех. В обмундировании николаевского времени преследовалась одна цель — придать грозный вид строю солдат и сделать воинственным и красивым вид каждого воина в отдельности. Ну и понятно, что, исходя из этих требований, солдат наряжали в крайне неудобные мундиры, внешне, и уж тем более издалека, придававшие им щеголеватый внешний вид. А уж про удобство ношения этой униформы никто их и не спрашивал.


«Группа военных чинов 1-й батареи Л.-гв. 1-й Артиллерийской бригады». Художник Гебенс А. И.

Впрочем, подобные взгляды на обмундирование и снаряжение солдата были типичными для того времени. И лишь уже после Крымской войны, в начале шестидесятых годов, под влиянием её опыты и опытов французского военного министерства, в европейских армиях встал вопрос о соответствии переносимого солдатами груза его силам и о том, насколько гигиенично и удобно в носке его обмундирование.


«Группа военных чинов Л.-гв. 2-й Артиллерийской бригады». Художник Гебенс А. И.

Что же касается нашей армии перед Крымской войной, то пехота была одета в тёмно-зелёные однобортные мундиры, введённые в 1826 году. Мундиры были узкие, с перехватом в талии, для гвардии и улан двубортные, с лацканами, они были длиной только лишь до талии, и с фалдами сзади. Рукава тоже были узкие, с перехватом у кисти; воротник на мундире был стоячий, высокий, без выреза спереди. Он застёгивался доверху на крючки и так плотно охватывал шею, что солдату поневоле приходилось держать голову неподвижно.


«Группа военных чинов 3-й батарейной батареи Л.-гв. 2-й Артиллерийской бригады». Художник Гебенс А. И.

Кирасиры, по-прежнему существовавшие в николаевский армии, носили однобортные мундиры белого цвета, конные егеря и драгуны были одеты в тёмно-зелёные мундиры пехотного образца, а уланы в тёмно-синие куртки и шапки-уланки с квадратным верхом.


«Николай I и цесаревич Александр Николаевич среди офицеров лейб-гвардии Конного полка (1847)». Художник Пиратский Карл Карлович (1813–1871)

В гусарских полках по традиции носили доломаны и ментики со жгутами на груди. Солдатские шаровары для ношения зимой шились из сукна, летом носили полотняные, из неотбелённого полотна. В кавалерии всё также по традиции были в ходу рейтузы в обтяжку. Причём шаровары, кроме походов, требовалось носить навыпуск. Шинели были длинные, однобортные и тоже с высоким стоячим воротником.


Рядовые Павловского полка в шинели и в мундире 1831-1850 гг. «Лейб-гвардии Павловский полк 1726-1850». Из книги Н. Теребенева «Рисунки к истории лейб-гвардии Павловского полка 1726-1850 годов»

Причём они, как и мундир, тоже шились в талию, и совершенно в обтяжку, поэтому под такую шинель ничего кроме мундира надеть было просто невозможно. Во время похода полы шинелей для удобства разрешалось подгибать на высоту до колен. При этом углы их отворачивались в стороны и пристёгивались на поясе, оставляя таким образом ноги открытыми.

Униформа Крымской войны
Рядовой Павловского полка в походной форме с подвёрнутыми полами шинели. «Лейб-гвардии Павловский полк 1726-1850». Из книги Н. Теребенева «Рисунки к истории лейб-гвардии Павловского полка 1726-1850 годов»

Очень важную роль играли ремни перевязи и портупеи, которые на мундир и также на шинель надевались крест-накрест. Делали их из белёной кожи, и требовалось следить за их чистотой, что лишний раз прибавляло солдатам работы.

Мундирное сукно, из которого шили солдатское обмундирование, было очень толстым, без ворса, и настолько тёмного зелёного цвета, что он казался практически чёрным, в особенности издали. По качеству оно было очень похоже на нынешнее шинельное сукно. С одной стороны, такое сукно давало много тепла, но с другой, материал этот был до чрезвычайности гигроскопичен. Так, шинель весом около 8½, фунта, побывав под дождём, могла иметь вес до 23 фунтов, а потом ещё и высыхать у солдата на плечах!


«Лейб-гвардии сапёрный батальон. 1853 год». В центре на фашине сидит командир батальона генерал-майор Н. Ф. Хомутов, крайний справа — полковник Н. К. Зацепин (известный художник, погиб 10 мая 1855 г. при обороне Севастополя). Введенский Г. Э. Армейских будней летописец. Художник А. И. Гебенс (1819–1888). СПб., 2006

В 1844 году был сделан ещё один шаг на пути повышения воинственности внешнего вида российских солдат. Кивера им заменили на кожаные каски из лакированной кожи чёрного цвета, с двумя козырьками, медной подборной чешуей, налобным накладным гербом и многочисленными медными побрякушками. С парадной формой каска ещё и украшалась султаном из конского волоса (чёрным в пехоте и в армейской кавалерии, белым — в гвардейской кавалерии, и у всех музыкантов красным). У генералов султан был из белого или чёрного (по роду войск) конского волоса. Сам император приложил руку к её созданию, ориентируясь на шлемы древних русских воинов, но… только оказалась она не очень удачной. Каска такого фасона весила более двух фунтов, то есть была легче прежнего кивера, но на солнце сильно нагревалась, сморщивалась, давила на голову и вызывала головную боль, и к тому же от холода кожа растрескивалась. Медные украшения своим блеском демаскировали войска. И был этот головной убор настолько стеснителен, что уже в начале Крымской войны было дано разрешение в походе оставить их на складах и носить только фуражки, которые до того в обыкновенное время полагались солдату в качестве головного убора для разных «домашних дел».


Русский шлем образца 1844 г.

Но гусары со своими высокими киверами в виде усечённых конусов широким основанием кверху так и не расстались, причём в николаевское время их кивера стали даже выше, чем были при императоре Александре I. Зато в воевавшей Кавказской армии, где было не до красот обмундирования, войска вместо касок носили низкие круглые шапки-таблетки из овечьего меха с суконным верхом.


«Солдаты лейб-гвардии Московского полка стирают белье» Художник А. И. Гебенс

Правда, в годы Крымской войны было замечено, что во французской армии солдаты носят кепи – головные уборы с твёрдым донышком и широким козырьком. Перенять их у французов не показалось большим грехом, к тому же эти кепи были намного удобнее николаевских касок, так что российская армия их вскоре и переняла.


Севастопольская панорама. «Солдаты российской императорской армии атакуют неприятеля»

Ну и понятно, что в условиях осады Севастополя было не до мелочного соблюдения требований устава. Обмундирование быстро изнашивалось, портилось, заменялось подручными вещами – словом, происходило то, чего наши российские императоры Александр I и Николай I боялись больше всего – «война портила солдат».
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх