На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

682 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Самборский
    Не уверен, можно ли из тех останков получить ДНК? Ведь около пяти тысяч лет назад у мальчика нашли гаплогруппу R1a1, ...Скульптурные реко...
  • Игорь Бессонов
    https://www.youtube.com/watch?v=CbsE6jY5llo а про грунт вот. Лучше скачайте пока Ютуб не прикрыли вообщеПолное раскрытие ...
  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...

Кусачие осы Империи

Кусачие осы Империи

Успехи России в русско-турецкой войне 1878 года вызвали в Великобритании сильное жжение пониже спины. Отношения с «Владычицей морей», и без того натянутые, вполне могли вылиться в очередную войну. И вновь встала задача прикрытия Санкт-Петербурга с моря. Канонерские лодки Путилова к тому времени уже успели пустить на дрова, поэтому было решено построить для защиты Финского залива миноноски.
Причём не мелочиться, а заказать сразу 111 вооружённых минами корабликов...


Уильям Каушинг атакует «Альбемарл».

Первое успешное применение минного оружия было продемонстрировано в ходе Гражданской войны в США. Сначала примитивная подлодка Конфедерации «Ханли» при помощи мины пустила на дно федеральный шлюп «Хуазотоник», но данный опыт продолжения не получил — лодка погибла вместе со всем экипажем, а строить новую южане не стали, несмотря на успех единственной атаки.

Гораздо перспективнее была атака лейтенанта федерального флота Уильяма Каушинга. Он вооружил два 30-футовых паровых катера «торпедо» — миной на шесте длиной 14 футов. Один из катеров пропал во время перехода из Нью-Йорка в Норфолк, но второй в ночь с 27 на 28 октября 1864 года атаковал броненосец Конфедерации «Альбемарл». От взрыва шестовой мины в борту корабля образовалась пробоина «достаточной величины, чтобы в неё въехала повозка», из-за чего он немедленно затонул. Взрывом катер перевернуло, два члена экипажа утонули, 11 попали в плен, а сам Каушинг добрался до берега, украл ялик и вернулся к своим (кроме него жив и на свободе остался ещё один член экипажа). В общем, такого рода атака на самоубийство походила куда меньше, поэтому стала объектом внимательного изучения за рубежом.
А на вооружении флота США появились первые катера со штатными шестовыми минами.


Канонерская лодка «Опыт»

В России долго запрягать не стали, а уже в сентябре 1862 года испытали «минные тараны» морского инженера, генерал-майора Евгения Тизенгаузена: 24-кг мину на 15-метровом шесте. Вооружённая шестовой миной канонерская лодка «Опыт» приблизилась к стоящей на якоре шхуне «Метеор» и успешно пустила её на дно. Странно читать, что опыты Тизенгаузена были вызваны успехами минного оружия в ходе Гражданской войны в США: до атаки Каушинга было ещё больше двух лет. Кстати, опытным путём было установлено, что взрыв заряда на шесте длиной 6–8 метров не несёт опасности для катера и его экипажа: знал бы это Кушинг — сделал бы шест подлиннее своих 14 футов.


Шестовая мина Петрушевского (из коллекции ЦВММ)

Но на этом опыты по применению минного оружия в России не завершились. К 1868 году в результате 6-летних экспериментов на канонерской лодке «Картечь» была отработана тактика и техника применения мины на шесте длиной 18 метров. В 1874 году капитан 1 ранга Новосильский докладывал, что торпедо- и миноносные суда являются перспективным видом не только оборонительного, но и наступательного оружия. Мины были выведены из ведения артиллерийского отделения МТК и переданы в ведение самостоятельной структуры.


Торпеда Александровского

Новое оружие настолько вдохновило русское морское начальство, что мины разных конструкций (шестовые, буксируемые, бросательные) начали ставить на совершенно разные, и притом не всегда подходящие для применения этого оружия, корабли: винтовые клиперы, корветы, броненосные фрегаты и даже «поповки» — тихоходные круглые броненосцы конструкции адмирала Андрея Попова. В 1869 году были начаты и эксперименты с «самодвижущимися минами»: предложение Роберта Уайтхеда купить торпеды его образца было отвергнуто, но испытывались отечественные аналоги конструкции Ивана Александровского (тем более, что он их сконструировал первым).


Фрегат «Светлана»

Первенство создания паровых катеров оспаривают Россия, Франция и Великобритания. В России в 1868 году на фрегате «Светлана» уже был паровой катер, но и сам фрегат, и катер были французского производства: французы в вопросе паровых катеров утирали нос даже «просвещённым мореплавателям». Первый специализированный под применение шестовых мин катер построила в 1873 году английская фирма «Торникрофт» — водоизмещение 15 тонн, скорость 15 узлов, две шестовые мины... Он оказал неизгладимое впечатление на присутствовавшего на испытаниях капитана 1 ранга Н. В. Копытова, в результате чего чертежи миноноски, получившей название «Rap», были доставлены в Россию. В плане же применения торпедного оружия первенство без всяких сомнений за отечественным флотом.


Минный катер «Шутка» атакует турецкий пароход 16 июня 1877 года. Худ. А. П. Боголюбов

В 1877 году началась очередная русско-турецкая война. Необычным было то, что своего военного флота на Чёрном море Россия на этот раз не имела — запретили после Крымской войны. В общем, пришлось импровизировать. В январе 1877 года для защиты черноморских портов была создана импровизированная флотилия из 29 вооружённых пароходов, 15 паровых катеров, 9 пароходов для постановки минных заграждений и 12 мелкосидящих пароходов — для их защиты. Но главной ударной силой флотилии стали именно минные катера. Большая часть из них носила название по имени корабля, с которого была снята, но 18-метровый катер «Шутка» предоставил для ведения боевых действий цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, «Мину» купили у завода Берда, а «Ксению» подарило правительство Румынии. Гардемарин Строганов прибыл на войну на собственном катере — им и командовал.


Минный катер фирмы Торникрофт 1873 год

В начале войны катера защищали от турецких мониторов переправы через Дунай, по которым снабжалась русская армия. Первую победу одержали катера «Цесаревич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна», потопившие 14 мая 1877 года монитор «Сейфи», но это были действия шестовыми минами. Первое применение «самодвижущейся мины» выпало на долю катеров, базирующихся на борту парохода «Великий Князь Константин», которым командовал капитан 2 ранга Степан Макаров — будущий адмирал. Катера на пароходе были разномастные: «Наварин» с яхты «Держава» был самым маленьким, бывший промерный катер «Синоп» и «Минёр», катер со шхуны «Полярная звезда», имели плохую мореходность. Самым боеспособным была «Чесма», способная развить скорость в 9-11 узлов.

Сначала катера применяли «крылатые мины», изобретение самого Макарова — буксируемые мины, удерживаемые на плаву специальным буем, снабжённые 3-пудовым пороховым зарядом и имевшие специальные крылышки, отводившие мину на 30-40 градусов из спутного следа катера. Но 1 июля 1877 года Макарову удалось выпросить пару «мин Уайтхеда».


Потопление минными катерами турецкого сторожевого корабля «Интибах», худ. И. Айвазовский

16 декабря на Батумском рейде состоялась первая в мире торпедная атака. Неудачная! Две выпущенные с плотика у борта катера «Синоп» торпеды не причинили турецкому броненосцу никакого вреда: одна попала в якорную цепь, а вторая не взорвалась из-за отсыревшего пироксилина. Но командир «Великого Князя Константина» не отчаивался и повторил атаку. 14 января 1878 года в 2 часа ночи катера «Чесма» и «Синоп» на рейде Батуми потопили торпедами турецкий сторожевой корабль «Интибах». Пришло время миноносок!


Русские миноноски: а) «Дракон» постройки Балтийского завода, б) «Лук» постройки фирмы Шихау, в) «Бычок» и «Черепаха» постройки завода Берда

В начале 1878 года для защиты Финского залива было заказано 90 «миноносных быстрых шлюпок» (срок готовности — июнь 1878 года). Впоследствии был сделан заказ ещё на 21 миноноску для Черноморского флота и Сибирской флотилии. Большая часть из заказанных катеров была построена на частных заводах: 31 на Балтийском, 24 — на заводе Берда, 5 — на Невском, 6 на заводе Крейтона в Або, 5 на верфи Бритнева в Кронштадте, по 3 миноноски построили на Чёрном море верфи РОПиТ и Беллино-Фендерих. Казённые верфи построили 12 миноносок, а 13 пришлось на долю иностранных заводов (Шихау, Вулкан и Торникрофт).


Миноноски фирмы Шихау

77 миноносок было построено по проекту Балтийского завода. Это были кораблики водоизмещением 23 тонны, способные развить скорость не выше 13 узлов. Более высокой скоростью отличались только миноноски фирмы Шихау — они делали до 17,3 узлов.

Качество построенных в авральном режиме кораблей оставляло желать лучшего. Ради уменьшения веса их конструкции сильно переоблегчили, в результате палуба прогибалась под ногами, борта при работе машины «то вгибались внутрь, то разваливались в стороны», заклёпочные швы не выдерживали даже незначительного внешнего усилия. Многие миноноски выдавали заявленные параметры без вооружения, но после установки шестовых мин или торпедных аппаратов теряли пару узлов скорости. Доходило до смешного: построенные РОПиТом миноноски могли ходить только с незаряженным торпедным аппаратом, торпеду для выстрела везли пришвартованной к борту.

Из 90 балтийских миноносок 44 имели по 2–3 аппарата для метательных мин, 29 — по одному неподвижному торпедному аппарату, 13 — поворотный торпедный аппарат. Миноноски для Черноморского флота и Сибирской флотилии имели только неподвижные торпедные аппараты. Постройка крупной серии миноносок показала, что отечественная кораблестроительная промышленность имеет недостаточную технологическую культуру — на малых кораблях это проявлялось более выпукло, чем на броненосцах или крейсерах. По крайней мере, миноноски фирмы Шихау на фоне произведений отечественных заводов смотрелись весьма выигрышно.


Миноноска №77 «Бомба» во время научной работы

При всех недостатках миноноски оказались достаточно полезными кораблями. На них отрабатывали тактические приёмы, проводили учебные атаки, испытывали разные конструкции торпедных аппаратов. Они несли разведывательную и посыльную службу, использовались для проведения научных экспериментов, например, исследовались различные формы гребных винтов, проводились испытания ходкости и маневренности. На основании этих испытаний свой труд «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании» выпустил в 1880 году великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев. В нём закладывались основы научной гидродинамики.

Отдельный интерес представляют миноноски проекта Д. Ф. Берда. Он построил две 60-футовые (№3 и №4) и две 75-футовые миноноски («Воробей» и «Ворона»), но главное — разработал миноноску, спроектированную специально под применение мин Уайтхеда.


Миноносец «Взрыв»

Миноноску? Нет, уже — миноносец. Первый в мире мореходный миноносец «Взрыв». Корабль имел водоизмещение 134 тонны, обводы мореходной яхты и подводный торпедный аппарат. «Взрыв» мог идти со скоростью 14,5 узлов, в 1886 году его довооружили парой установок для метательных мин и четырьмя пятиствольными орудиями Гочкиса. Это был прорывной корабль, убивший миноноски как класс. Они возродятся потом в виде торпедных катеров, но это уже совсем другая история.
Ссылка на первоисточник
наверх