На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • Игорь Бессонов
    https://www.youtube.com/watch?v=CbsE6jY5llo а про грунт вот. Лучше скачайте пока Ютуб не прикрыли вообщеПолное раскрытие ...
  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...

Победа над Степью. Как князь Владимир Мономах научил степных кочевников уважать русскую силу?

Миграция тюркских племен на запад из глубин Азии для русских княжеств оказалась серьезным испытанием. В областях, граничивших со степными просторами, земледелие на плодородных землях не могло развиваться из-за постоянных набегов жадных кочевников. Половцы (куманы) уводили в свои становища пленных, скот, опустошая цветущие селения.

 

Естественно, князья лишались доходов и трудоспособного населения. Русские княжества предпринимали с середины 11-го века постоянные рейды для обуздания половцев. Но иногда наказать хищников должным образом не удавалось из-за вражды князей. Не всегда они действовали сообща, тщательно готовясь к боям в степных рейдах.

 

Киевский князь Владимир Мономах решал половецкую проблему кардинально и комплексно. В 1103 году им был предпринят первый масштабный поход, который завершился разгромом ряда половецких кочевий. Пригрозив врагам мечом, Владимир Мономах перешел к дипломатии. Он заключил с ближайшими родами половцев союз, скрепив его династическим браком. Сыновья князей Владимира Мономаха и Олега Святославича взяли в жены дочерей половецких ханов.

 

Воины половецких племен (куманы)

 

Но мирное сосуществование с половцами сохранялось только восемь лет. В 1111 году пришлось русским готовиться к новому нашествию на степи. Но этот поход предварялся широкими разведывательными мероприятиями. В места кочевий врага были высланы надежные лазутчики, которые собрали обширную информацию о перемещениях орд.

 

Военную операцию подкрепили идеологически. Выступление на степняков рассматривалась как карающая акция в защиту христиан, которые страдали от набегов неверных язычников.

Перед походом священники благословили дружины, окропляя воинов святой водой, прошел крестный ход. Русские воины вышли из города Переяславля в сопровождении процессии, которая несла большой крест. Духовенство шествовало перед войском на протяжении 11 верст. С собой в обоз ратники брали походные алтари и церковную утварь.


Фактически это был первый крестовый поход русских князей на степных язычников. Владимир Мономах, получается, действовал в соответствии с общеевропейскими обычаями той эпохи. В Европе тогда разгоралась кампания по организации крестовых походов в Святую землю дл освобождения от сарацин Гроба Господня.

 

"Повесть временных лет" обстоятельно рассказывает о проходе войска Владимира Мономаха к Дону. Дружины преодолели реки Псел, Ворсклу с пением тропарей и славя Богородицу. В близости от кочевья хана Шарукана киевский князь приказал священникам провести молебен, а ратникам облачиться в доспехи.

Князь Владимир Мономах, каким его увидели современные художники

 

Историки считают, что упоминаемой в летописях рекой Сальницей, где произошла грандиозная битва, мог быть приток Тора Кривой Торец. Его верховья и верховья Кальмиуса находятся почти рядом, берут начало с одной возвышенности – водораздела бассейнов Днепра и Дона, по которому и проходил Муравский шлях.

 

По пути русские предавали огню любые половецкие селения, уничтожали самих степняков и их стада. 24 марта 1111 года выстроились в степи у Дона половецкие орды. Они сразу же бросились в атаку на русских. Согласно сведениям летописца, Владимир сказал: «Здесь смерть нам, так станем же крепко». Ратники прощались друг с другом перед смертным боем, а потом рубились с нехристями крепко, не жалея себя и призывая с молитвой Господа.

 

Охота князя Владимира Мономаха на зубров

 

Вот свидетельство "Повести временных лет": "… . И так были побеждены иноплеменники, и пало множество врагов наших, супостатов, перед русскими князьями и воинами на потоке Дегея. И помог Бог русским князьям. И воздали хвалу Богу в тот день. И наутро, когда настала суббота, праздновали Лазареве воскресение, день Благовещенья, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу и дождались воскресенья. В понедельник же Страстной недели вновь собрали иноплеменники многое множество полков своих и двинулись, словно огромный лес, тысячами тысяч. И окружили полки русские. И послал Господь Бог ангела на помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сошлись в первой схватке полки, и грохот стоял подобный грому. И битва жестокая завязалась между ними, и падали люди с обеих сторон.

И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, половцы обратились в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы, невидимо <кем> ссекаемые, падали на землю. И победили их в понедельник Страстной недели, месяца марта в 27-е. Перебито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице. И спас Бог людей своих. Святополк же, и Владимир и Давыд прославили Бога, даровавшего им такую победу над погаными, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников многих похватали руками. И спросили пленников, говоря: «Как это случилось: вас была такая сила и такое множество, а не смогли сопротивляться и вскоре обратились в бегство?» Они же отвечали, говоря: «Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в оружии светлом и страшные и помогали вам?» Это только и могли быть ангелы, посланные Богом помогать христианам. Это ведь ангел вложил Владимиру Мономаху мысль призвать братьев своих, русских князей, на иноплеменников…

 

Бой в степи русской дружины с половцами

 

Так вот и теперь с Божьей помощью по молитвам святой Богородицы и святых ангелов возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она, на славу Богу всегда и ныне и присно во веки, аминь".

 

В первой фазе боя погодные условия для русских были неблагоприятные. В лицо дул резкий ветер, пошел ливень. Половцы сломали свой боевой порядок. Центр русских держался, благодаря мужествву киевлян. Но половцы вот-вот могли его прорвать.

Тогда на помощь ратникам подоспел князь Мономах. Он передал управление правого фланга сыну Ярополку. В центре показался княжеский стяг, что воодушевило воинов, паника прекратилась. Половцы утратили прежний пыл и побежали к бродам через реку. Во время преследования русские порубили свыше 10 тысяч врагов.

 

Так в марте 1111 года во время похода в Донские степи Владимир Мономах одержал блестящую победу над половцами в битве при Сальнице. Благодаря героизму и решительности русских дружин было разгромлено огромное половецкое войско, а набеги половцев на Русь прекратились.

 

По легенде, над победоносным русским воинством с небес трубили ангелы в сверкающих одеждах. Возможно, такое видение и могло иметь место, если учитывать тот религиозный экстаз, который намеренно подогревался в войсках Мономаха.

Из кровавой сечи удалось выбраться только небольшой части половецкого воинства во главе с ханом Шаруканом. Они спаслись в степных просторах. Еще часть половцев пробилась в Грузию, где поступили на службу к царю Давиду IV. После истребления лучших войск половцы надолго прекратили свои набеги на русские земли.

Источник

Ссылка на первоисточник
наверх