
Город Санкт-Петербург, бывшая столица Российской империи – это настоящий памятник русской и европейской культуры. На его улочках, в скверах и дворах каждый желающий может ощутить невероятный дух прошлой эпохи и проникнуться любовью к утончённой аристократической красоте. Скульптор Петер Клодт фон Юргенсбург, на русский манер называвшийся Петром Карловичем, был одним из тех, кто создал сказку столицы на Неве. Его великолепные бронзовые кони на Аничковом мосту по сей день встают на дыбы возле дворца князей Белосельских-Белозерских, восхищая зрителей своей дикой мощью.
Наш герой родился в граде Петра в царствование императора Александра I. Его древний немецкий род вёл своё происхождение от средневековых крестоносцев, осевших в Эстляндии (северная Эстония) в давние времена. Как и многие остзейские (прибалтийские) дворяне, бароны Клодты верой и правдой служили новому Отечеству и проливали кровь на полях сражений. Отец Петра Карловича прославился во время Отечественной войны 1812 года и вошёл в пантеон Военной галереи Зимнего дворца.

Юный Клодт не унаследовал тевтонской склонности своих предков к военному делу. Он прилежно закончил два военных училища, получил офицерский чин, однако в 23 года ушёл в отставку. Молодой человек с детства рисовал фигурки лошадей, любил искусство и обещал стать известным мастером. Родственникам пришлось смириться с тем, что представитель их рода будет прославлять фамилию на ниве служения музам, а не Марсу.
Закончив Академию художеств, Пётр быстро добился признания в творческой среде. Его первой большой работой в соавторстве с другими скульпторами стало оформления арки Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. Это была символическая композиция, посвящённая победе России в борьбе с Наполеоном. Проба пера вышла удачной и вызвала восхищение просвещённой публики и императора Николая I. Она открыла Петру Карловичу дорогу в мир большого искусства и дорогих заказов.

Наиболее известным произведением Клодта, безусловно, стало скульптурное украшение Аничкова моста. К счастью, оно дошло до нашего времени почти в первозданном виде. В четырёх образах скульптор воплотил постепенное покорение дикой природы человеком. Поэт А.А. Блок, восхищённый творением гения, написал стихотворение, передающее глубину натурализма фигур коней и людей:
...Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья —
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряжении молчанья
Вечно застывший висел человек.

За свою жизнь выдающийся скульптор создал ещё несколько известных произведений – памятники баснописцу И.А.Крылову, императору Николаю I, атаману М.И.Платову и многим другим выдающимся людям. Кроме того, он реформировал деятельность Литейного дома Академии художеств, который несколько десятилетий возглавлял. Последние годы жизни Клодт провёл в своём финском имении на мызе Халала, где наслаждался покоем и уютом. Его сын, М.П.Клодт, также выбрал творческую карьеру и стал известным русским живописцем и членом братства товарищества передвижников.
Заглавная иллюстрация. Русский скульптор Пётр Карлович Клодт на рисунке П.Ф.Соколова.1830-е годы
Свежие комментарии