На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Замки со средневековых миниатюр

Замки со средневековых миниатюр
Миниатюра из «Золотой Псалтири», 890–900 гг. Библиотека аббатства Сент-Галлен
Это случилось июльским днем,
Когда стали желтеть хлеба.
Между Эрли и Эргайлом началась
Не на жизнь, а на смерть борьба.
Герцог Монтроз написал письмо:
«Грозный Эргайл, и часу не жди,
Выступай с утра и своих людей
Замок Эрли грабить веди!»

Роберт Бёрнс «Прекрасный замок Эрли»

Старинные замки и крепости. Мы вновь продолжаем наш рассказ о средневековых замках, однако прежде, чем заниматься их историей или архитектурой, есть смысл познакомиться с замками со средневековых миниатюр и посмотреть – какими их изображали художники-современники. А то с изображениями рыцарей на миниатюрах в средневековых манускриптах мы знакомились, ряд интересных художественных особенностей отметили, а вот «картинок» со средневековыми замками, по сути, ещё и не видели. Между тем миниатюры «с замками и крепостями» также очень интересны для каждого, кого привлекает история Средних веков.

Начнем с того, что изображения «крепких мест» встречаются в манускриптах уже IX–X вв. В частности, штурм крепости можно увидеть в «Золотой Псалтири» Сент-Галенского монастыря.

Здесь перед нами самая настоящая крепость с очень красивыми башнями. Но… у какой крепости в то время были такие башни? Возможно, они не сохранились с тех лет, но то, что мы имеем на сегодня, однозначно говорит, что это фантазия художника. А вот доспехи и одеяния воинов изображены вполне добросовестно.

Совершенно типичный замок мотт изображен на вышивке из Байё, но так как об этом здесь уже был материал, то повторяться мы не будем, отметим лишь, что это уже 1066 год.

Перед нами миниатюра из «Больших хроник Франции», датируемых 1274 годом. Здесь мы видим типичный замок с донжоном, причем у донжона по углам четыре башни. Узкие вертикальные бойницы также типичны для этого времени. Удивительно другое, а именно: булава в руке у воина справа. Прямо-таки можно подумать, что он её отнял у нашего былинного Ильи Муромца или, напротив, это Илья отнял у него такую булаву и лишь добавил к ней шипы для большей убойности.

Интересно, что находок такого оружия нет, а вот на миниатюрах и в живописи великих художников они встречаются. Кстати, у Гайдара в «Школе» «нехороший кадет», убитый Голиковым, вырезал себе точно такую же…


Миниатюра с замком из манускрипта 1274 г. «Большие хроники Франции». Библиотека Св. Женевьевы, Париж

На этой миниатюре крестоносное воинство сражается с мусульманами на фоне стен и башен Антиохии. Причем ясно видно, что архитектура её сооружений явно не восточная.


Ещё раз обратимся к миниатюре из этого же манускрипта. Перед нами рисунок, вписанный в заглавную букву, то есть инициал, что было характерным способом украшения иллюминированных рукописей того времени. Миниатюра из «Песни Антиохии», 1275–1300 гг. Национальная библиотека Франции

Кстати, в манускриптах очень много сцен именно с осадами и штурмами замков и крепостей, тогда как сугубо мирные сцены есть, безусловно, но их значительно меньше.

Интересно, как средневековый художник представил современникам то, как происходили «экспедиции» на Восток – так в то время назывались крестовые походы. Вот на этой миниатюре показано, как с помощью камнеметов забрасывается крепость противника камнями, в то время как в лагере святого воинства мирно играют в шахматы.


«История крестовых походов», 1300–1325 гг. Национальная библиотека Франции, Париж

В «Хрониках Франции» (а их много в разных редакциях за разные годы) мы, помимо изображения собственно замков, можем увидеть и следовательно узнать о применении против них артиллерии. То есть, по данной миниатюре в 1375–1400 гг., её уже использовали…


Ещё раз обратимся к миниатюре из «Песни Антиохии». Перед нами рисунок, вписанный в заглавную букву, то есть инициал, что было характерным способом украшения иллюминированных рукописей того времени. Здесь показана сцена штурма вражеской крепости с подвижной деревянной башни на колесах, очень интересной конструкции. Миниатюра из «Песни Антиохии», 1275–1300 гг. Национальная библиотека Франции

Одна из первых пушек.


«Большие хроники Франции»,1375–1400 гг. Бодлианская библиотека, Оксфордский университет

Причем манускрипты этого же времени сообщают нам и о том, что камнеметы с противовесом – требуше, все так же продолжали использоваться!


«Зеркало истории» (Том 1), 1370–1380 гг. Национальная библиотека Франции, Париж

Некоторые миниатюры исключительно информативны. Например, возьмем вот эту, опять-таки, из «Больших хроник Франции», 1390–1405 гг. Здесь мы видим и особенности замковой/крепостной архитектуры тех лет; то, как в то время выглядели рыцари и знамя короля Англии, а также применяемые образцы древкового оружия, характерной формы мечи по типологии Эварта Окшотта и… кинжал рондель на двух ремешках!


Миниатюра из манускрипта «Большие хроники Франции», 1390–1405 гг. Национальная библиотека Франции, Париж

В некоторых случаях замки, изображенные на миниатюрах, были для современника вполне узнаваемы, не говоря уже о том, что иллюстрации дополнялись ещё и текстом.


Иллюстрация из «Хроник Франции», Сен-Дени, 1380–1400 гг. Британская библиотека, Лондон


Манускрипт «Александр и Диндимус», 1400 г. Бодлианская библиотека, Оксфордский университет

Год 1400. Смотрим на одну из миниатюр и видим, какие виды оружия применяются против осажденных. Это арбалеты, камнеметы и пушки! А осажденные потчуют своих недругов камнями.


Посмотрите, как хорошо на данной иллюстрации художник изобразил на каменной стене следы от ударов пушечных ядер! Рене д'Анжу «Умерщвление тщеславия», 1470 г. Фонд Мартина Бодмера, Колоньи, кантон Женева, Швейцария

Интересно, что, хотя мы видим тот же арбалет на миниатюрах с изображением штурмов замков, относящихся к XIV веку, луки продолжают встречаться нам и на миниатюрах из манускриптов уже XV века. Вот, например, иллюстрация с изображением штурма Рибодана из «Сборник хроник Англии», 1470–1480 гг.


«Сборник хроник Англии», 1470–1480 гг. из собрания Британской Библиотеки

На некоторых миниатюрах очень хорошо видна как раз архитектура, но в то же время на них присутствуют и рыцари в доспехах. А так как мы знаем время написания той или другой рукописи, время распространения тех или иных доспехов, то это является исключительно точным средством датирования тех или иных исторических событий.


Вот, например, какая башня и какой рыцарский поединок изображены на странице романа «Гирон ле Куртуа», 1420 г. Национальная библиотека Франции, Париж

Кстати, уже в то время существовала столь популярная в наше время «военная книга» (кстати, так многие эти книги прямо и назывались!), в которой давались всевозможные наставления относительно ведения войны и штурма, и обороны крепостей и замков, в частности.

Например, штурмующих предлагалось поливать водой, в том числе и кипящей, через специальные водосливы!


«Военная техника», 1420–1440 гг. Верхний Рейн, Германия. Цюрихская центральная библиотека

Обратите внимание, что на помещенной ниже иллюстрации обороняющиеся сбрасывают на подошедших к стене замка воинов, прикрытых плетенкой, раскаленное докрасна железное ядро!


«Военная книга», 1437 г. Национальная библиотека Австрии, Вена


На этой иллюстрации стрелок держит в одной руке раскаленный прут, а в другой – жаровню с углями. Почему используется не горящий фитиль? «Военная книга», 1437 г. Национальная библиотека Австрии, Вена

А все дело в том, что порох XV века представлял собой очень мелкий порошок, слипающийся в комья. В нем не было воздуха для горения, поэтому поджечь его в стволах орудий, где он сбивался в одну плотную массу, не удавалось. Приходилось использовать раскаленный прут. От него селитра, входившая в порох, начинала плавиться, выделяла кислород и порох вспыхивал! Поэтому без жаровни было никак не обойтись!


Вряд ли, конечно, в то время кто-нибудь делал такие вот машины. Но почему бы и не предложить? «Военная книга», 1437 г. Национальная библиотека Австрии, Вена

Ну а в дальнейшем книги начали печать, так что это уже совершенно другая история.

Из того, что мы увидели, можно сделать весьма забавный вывод: художники-иллюминаторы стремились весьма точно передавать на своих иллюстрациях одежду своего времени, а вот замки и крепости, наоборот, рисовали с точностью относительной и практически не старались изобразить нечто конкретное. Почему так – спорить можно долго, но точную причину мы, скорее всего, уже не узнаем никогда.

Хотя, да, известны и другие примеры, когда именно в манускриптах нам встречаются очень точные изображения средневековых построек. Причем есть даже и такой манускрипт, в котором их внешний вид отображен фотографически точно. Но об этом мы расскажем в следующий раз…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх