На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Немецкие корабли в составе российского флота

Немецкие корабли в составе российского флота
Такой простой факт – в кораблестроении Россия отставала от развитых стран мира, что и определяло многое в постройке отечественного флота. И не только кораблей: механизмы, артиллерия, приборы, гражданские суда – очень многое приезжало из Германии. Эта традиция продержалась до 1914 года. А затем после перерыва, вызванного Первой мировой войной, была снова возобновлена. И часть флота советского, точно так же, как и императорского, имела германский акцент. А последний случай закупок германских кораблей пришелся и вовсе на 80-е годы XX века...

Нельзя объять необъятное, но пробежаться по самым знаковым кораблям, которые немцы нам строили или проектировали, будет небезынтересно.

Миноносцы немецкой постройки


23 августа 1885 года подписал контракт на постройку трех стальных миноносцев для Балтийского флота. Стоимость каждого определили в 196 тыс. германских марок или 96,5 тыс. рублей, срок сдачи – последовательно по одному в течение мая-июля 1886 года.

16 ноября 1885 года был подписан контракт на постройку таких же кораблей для Черноморского флота (суммарная стоимость 555 224 рублей, сдача в течение марта-апреля 1886 года.)

Фирма «Шихау» строила миноносцы для германского флота, не подвела она и флот Российский с типом «Або» – в 1886 году наш флот получил девять миноносцев, водоизмещением 87,5 тонн и скоростью до 21 узла. Из них шесть миноносцев получили черноморцы, три – балтийцы. «Або» прослужил до 1925 года, успев поучаствовать в Первой мировой войне как посыльное судно, в Гражданской – в составе Волжской флотилии как канлодка и тральщик, и в послевоенные годы – как корабль Морпогранохраны. Семь были списаны в 1910 году, по причине устаревания, еще один – в 1913 году.

Подвигов военных они не совершили, но и войны на их молодость не пришлось. А так – надежные и передовые для своего времени корабли. Более того – еще два миноносца были построены уже в России, в варианте разборном, для нужд Дальнего Востока, где они и поучаствовали в Русско-японской войне.

Дальше немцы построили еще два миноносца для Черноморского флота – «Адлер» и «Анакрия». Первый из них на испытаниях достиг скорости 26,5 узла, став на тот момент самым скоростным кораблем Российского флота. По типу «Анакрия» было выстроено аж 10 миноносцев уже на русских верфях. Но эпоха малых миноносцев заканчивалась, и помимо малышей нужны были большие минные корабли.

Первые минные крейсера нашего флота были построены в России, но были они не очень удачными – «Лейтенант Ильин» и «Капитан Сакен». По признанию комиссии адмирала Казнакова:

...«Лейтенант Ильин» не удовлетворяет вполне ни одной из целей, указываемых командиром его.

Они были слишком слабы и маломореходны для разведчика при эскадре и слишком тихоходны для уничтожения миноносцев противника.

После осознания этого факта последовало обращение к немцам. И немцы не подвели, переделав под нужды РИФ свой проект дивизионного миноносца (то, что гораздо позже станут называть лидером). В 1890 году сдали заказчику 450-тонный корабль со скоростью 21 узел, по боевым возможностям не уступающий «Ильину», стоимостью 650 тысяч марок (700 тысяч – последующие).

В серию вошли шесть кораблей: три – построены немцами, три – на наших верфях. Корабли служили долго, поучаствовали в Русско-японской и в Первой мировой войне. И носили флаги трех флотов. Два крейсера стали японскими трофеями и до 1914 года носили флаги японского флота. Два в Первую мировую достались финнам и в качестве канонерок дожили до 1937 и 1940 года, соответственно.


На этом история не заканчивается. И в 1899 году все тот же Шихау для нужд Дальнего Востока строит четыре контрминоносца типа «Касатка». 350-тонные дестроеры вошли в состав Первой эскадры, прошли осаду Порт-Артура (потерян один), служили в Сибирской флотилии, а в Первую мировую войну – перешли на Северный Ледовитый океан. Списаны немки были только в 1925 году.

Но это еще не вся история. В годы Русско-японской войны немцам были заказаны еще 10 контрминоносцев типа «Инженер-механик Зверев», по сути все те же «Касатки». И заказ был выполнен. Причем с прицелом на доставку во Владивосток в разобранном виде – для сборки уже на театре боевых действий.


Последними минными кораблями стали минные крейсера, заказанные в тот же период в Германии. На этот раз фирме «Вулкан».

Всего в Германии и России выстроено 24 корабля, слегка отличающихся друг от друга типов. Первые по-настоящему мореходные наши эсминцы водоизмещением до 820 тонн, они составили костяк минных сил Балтийского флота. Четыре построены для Черного моря с оригинальным вооружением в 1 – 129/45 мм и 5 – 75/50 мм.

Корабли в 1914 году воевали на Балтике, на Каспии, на Черном море, четыре из них пережили Вторую мировую войну в качестве канлодок...

Переоценить роль немцев в становлении наших минных сил трудно, проще назвать ее бесценной. Помимо постройки кораблей и разработки проектов, немцы, например, поставили паровые турбины для «Новика».

Причем, как правило, благодаря надежности и эксплуатационной простоте немецкие корабли были долгожителями, оставаясь в строю более сорока лет.

Крейсера



Помимо эсминцев и миноносцев немцы строили нам отличные крейсера.

Это и пара шеститысячников «Богатырь и Аскольд», и скаут – «Новик», и их отечественное развитие в количестве пяти штук (три – «Богатыря», два – «Новика»). Из восьми крейсеров два были построены для Черного моря, прошли Первую мировую войну. «Кагул» под именем «Коминтерн» в качестве минзага поучаствовал в Великой Отечественной. Малоизвестный факт – при его восстановлении использовали часть механизмов прародителя серии – «Богатыря». «Аскольд» прошел Русско-японскую войну, поучаствовал в охоте на «Эмден», Дарданелльской операции, служил на флотилии СЛО...

«Новик» – единственный крейсер Первой Тихоокеанской, который продолжил прорыв после боя в Желтом море и дошел до Сахалина. «Изумруд» – прорвался утром 15 мая 1905 года мимо всего японского флота.

Это все известно и давно описано.

Гораздо меньше пишут о том, что на этом история немецких крейсеров Российского флота далеко не закончилась.

Знакомьтесь – «Эльбинг» и «Пиллау», они же «Адмирал Невельский» и «Муравьев-Амурский».

Принятая в 1912 году кораблестроительная программа РИФ предусматривала постройку двух крейсеров для Сибирской флотилии. Конкурс выиграл Невский завод. Но самую быструю скорость постройки и низкую стоимость гарантировала давно знакомая русским адмиралам фирма «Шихау».

Корабли задумывались интересными – при планирующемся водоизмещении в 4000 тонн они должны были нести 8 орудий 130/55, четыре противоаэропланных пушки и рельсы для постановки мин. Скорость должна была составить 28 узлов, дальность – 4 300 миль. Головной крейсер должен был быть сдан 15 июля 1914 года.

Но, увы, не успели. И практически готовые корабли вошли в германский флот. Первый из них прошел в его составе войну на Балтике, Ютландское сражение, второй бой у Гельголанда и матросское восстание. После войны был передан Италии, дабы служить там до 1943 года, когда его затопит свой же экипаж, но поднимут немцы. Правда, снова походить под немецким флагом старому крейсеру было не судьба, и его тихо разобрали на металл. Судьба второго короче – в Ютландском бою он сделал первый залп, но ночью был протаранен линейным кораблем «Позен» и затонул.

Следующие 25 лет не до экспорта кораблей было немцам, флот которых благодаря Версалю сжался до неприличных размеров, и не до покупок нам, все силы отбирало преодоление последствий Гражданской и индустриализация. Но как только началось восстановление флотов – возобновилось и сотрудничество.

В вопросе крейсеров это в первую очередь, конечно же, «Лютцов» – тяжелый крейсер, проданный СССР в феврале 1940 года. В чем-то он повторил судьбу «Эльбинга» и «Пиллау», разве что наученный горьким опытом царя Николая генсек Сталин достройку проводил в Ленинграде. На момент начала войны корабль был готов на 70 % и, несмотря на это, поднял флаг и при подходе к городу немецких войск открыл огонь. После войны были планы его достройки, но моральное устаревание и дороговизна перевели его сначала в разряд вечного недостроя, потом – учебного несамоходного судна, позже – плавказармы. Тем не менее, свою лепту в нашу победу корабль внес и несомненную пользу флоту принес, как военную, так и техническую – как образец новейшего германского кораблестроения.

Заканчивается история советско-германского сотрудничества в постройке крейсеров интересным проектом 69И. У немцев, в связи с отказом от постройки новых линкоров, образовались шесть лишних двухорудийных башен с орудиями калибра 380/52 мм. У нас в постройке было два больших крейсера проекта 69, трехорудийные башни для которых, как и сами орудия, разрабатывал завод «Баррикады». И делал это – не очень. В смысле: в теории – было все, а на практике – ничего, кроме чертежей. В таком свете предложение Круппа о покупке башен очень даже пришлось ко двору, и в ноябре 1940 года был подписан контракт. Увы, не выполненный. Большой крейсер, вооруженный тремя двухорудийными башнями, аналогичными башням «Бисмарка», мог бы получиться очень даже любопытным.

Остальное



Были и другие корабли, и другие проекты, и субмарины: от «Форели» и до знаменитых «С». Были трофеи после разгрома Германии: и статусные – в виде крейсера «Адмирал Макаров» (экс-«Нюрнберг»), и полезные – вроде ПЛ 21 серии.

Последним немецким проектом на службе ВМФ СССР и РФ стали МПК проекта 1331М. 12 кораблей вступили в строй с 1986 по 1990 годы. Построенные с ТТХ, изначально худшими, чем у их советских аналогов, они оказались неожиданно надежными и долговечными. Шесть кораблей этого типа до сих пор несет службу в Балтийском флоте. В этом смысле за столетие не поменялось ничего – немецкая техника крайне надежная и неприхотливая. И та, что строится для себя, и та, которую они строят на экспорт.

Осознаю – статья неполная. Но сотрудничество по ГЭУ требует места не меньше. Еще столько же – по артиллерии. А еще были приборы, корабельные гидропланы, гражданские суда...

Сотрудничала Россия и с другими странами, в первую очередь с Францией, Италией и Англией. И это нормально – сильным во всем быть нельзя.

Но все-таки самые удачные наши корабли иностранных проектов – немецкие. Это не означает, что мы копировали немцев – их проекты перерабатывались под наши нужды. И наследник мог отличаться от прототипа, как, например, в паре «Новик» – «Жемчуг».

Мы не копировали, мы – учились. И факт есть факт: в нынешнем флоте РФ, в нашей конструкторской школе есть капля немецкой крови. И я не скажу, что это плохо. Все-таки немецкая техническая школа (в отличие от их политических идей) просто блестящая.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх