На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Как британцы потопили итальянские линкоры в Таранто

Как британцы потопили итальянские линкоры в Таранто
Потопленный в Таранто итальянский линкор «Конте ди Кавур»
80 лет назад британская палубная авиация успешно атаковала итальянскую военно-морскую базу в Таранто (Taranto). В результате 3 линкора получили сильные повреждения. Ночь в Таранто стала примером для японской атаки Пёрл-Харбора (Pearl Harbor).

Ситуация на Средиземном море


Вступление Италии во Вторую мировую войну привело к тому, что вооруженная борьба распространилась почти на всё Средиземное море. В составе итальянского флота было 4 линкора, 8 тяжелых крейсеров, 14 легких крейсеров, более 120 эсминцев и миноносцев, свыше 110 субмарин.

Сначала Британия и Франция имели преимущество в море над Италией, которая опиралась на базы в центральной и восточной части Средиземноморья. Итальянцы уступали в крупных надводных кораблях (у союзников было 10 линкоров, 3 авианосца, 9 тяжелых крейсеров), но имели преимущество в авиации – свыше 1,5 тыс. самолетов.

Ситуация коренным образом изменилась после капитуляции Франции, которая пала под ударами вермахта. Чтобы исключить переход французского флота под контроль Германии и Италии, британцы совершили ряд нападений на французские ВМС и базы (Операция «Катапульта». Как британцы топили французский флот). В результате англичане смогли выключить флот Вишистской Франции.

Летом 1940 года итальянский флот в Средиземноморье решал несколько важных задач. Обеспечивал морские перевозки из Италии в Ливию, поддерживая войска в африканских колониях. Пытался блокировать центральную проливную зону Средиземного моря, срывая британские поставки на Мальту. Осуществлял оборону итальянского побережья, своих баз и портов.

Английский флот, в свою очередь, занимался проводкой конвоев на Мальту с запада и востока, в ряде случаев из Гибралтара в Александрию. Поддерживал приморский фланг армии в Египте. Нарушал коммуникации противника между Италией и Африкой.

Неудачи итальянского флота


Для решения этих задач британский и итальянский флоты не раз выходили в море как отдельными отрядами, так и главными силами. При этом англичане на море проявляли большую решительность и активность, чем итальянцы. Итальянское командование предпочитало уклоняться от боя. Летом 1940 года итальянцы поставили мины в Тунисском проливе и на подходах к своим базам. Был развёрнут подводный флот. Итальянские ВВС нанесли удары по Мальте. Но эти действия не дали каких-либо ощутимых результатов. В свою очередь, в конце июня британцы атаковали итальянский конвой в районе Крита (погиб один итальянский эсминец).

9 июля произошёл бой двух флотов у Калабрии. Британским флотом командовал адмирал Эндрю Каннингем. В его состав входило 3 линкора, 1 авианосец, 5 легких крейсеров и 16 эсминцев. Итальянским флотом - адмирал Иниго Кампиони. В его составе было 2 линкора, 6 тяжелых крейсеров, 8 легких крейсеров и 16 эсминцев. Итальянцы могли рассчитывать на поддержку береговой авиации и подводного флота. Итальянские самолеты смогли повредить легкий крейсер «Глостер». В ходе столкновения основных сил и перестрелки, артиллеристы британского линкора «Уорспайта» попали в итальянский флагман «Джулио Чезаре». Кампиони решил завершить бой и под прикрытием дымовой завесы увёл корабли. Бой показал нерешительность итальянского морского командования, несостоятельность воздушной разведки и неудовлетворительность взаимодействия флота и авиации.

19 июля 1940 года британцы нанесли поражение итальянцам у мыса Спада в районе Крита. Английский отряд под началом Джона Коллинза (один легкий крейсер и 5 эсминцев) разгромил итальянскую 2-ю дивизию лёгких крейсеров в составе «Джованни делле Банде Нере» и «Бартоломео Коллеони» под командованием контр-адмирала Фердинандо Кассарди. Один итальянский крейсер погиб - «Бартоломео Коллеони» (свыше 650 человек попали в плен или погибли), другой - бежал. Снова британцы показали превосходство в уровне подготовки командного и личного состава. А итальянские ВВС провалили задачу разведки в данном районе, как и поддержки кораблей, хотя их базы находились лишь в получасе лёта до места морского боя.

Ещё одной слабостью итальянского флота было техническое отставание и обучение экипажей. Особенно это касалось действий в ночное время, применения торпед, радаров и гидролокаторов. Итальянские корабли были почти слепы ночью. Итальянская наука, техника и промышленность значительно отставали от передовых держав. В годы войны итальянскому флоту пришлось дорого заплатить за эти недостатки. Ещё одна проблема – нехватка топлива. Муссолини верил, что война будет короткой, но ошибся. Флоту приходилось ограничивать движение кораблей, чтобы экономить нефть.


Горящий крейсер «Бартоломео Коллеони» в бою у мыса Спада

Атака Таранто


К осени 1940 года итальянский флот был усилен двумя новыми линкорами типа «Литторио» - «Литторио» и «Витторио Венето». 31 августа и 6 сентября итальянский флот дважды выходил в море, чтобы нанести поражение Средиземноморскому флоту Англии. Но без успеха. Все шесть линкоров Италии находились на базе в Таранто (Южная Италия). Здесь же были тяжелые и легкие крейсера, эсминцы. Порт и база прикрывались зенитными орудиями и аэростатами заграждения. Итальянцы хотели установить сетевые заграждения. Но итальянская промышленность не успела выполнить заказ. Также многим высокопоставленным морским офицерам эта идея не нравилась, так как усиление сетевых заграждений могло замедлить движение кораблей из порта и обратно. В результате реализация проекта откладывалась. Кроме того, имеющиеся сети не опускались до самого дна. А новые британские торпеды имели такую установку глубины, чтобы проходить под заградительными сетями.

В октябре 1940 года, когда Италия атаковала Грецию (Как провалился бездарный итальянский блицкриг в Греции), итальянский флот стал выполнять ещё одну задачу – обеспечивал морские коммуникации в Албанию.

Британцы, в свою очередь, теперь стремились нарушить вражеские коммуникации, создать линию переброски сил и снабжения из Египта в Грецию. Им нужно было поспешить. И безопасный, но долгий путь через Африку отпадал. Пришлось вести конвой через Средиземное море. Три линкора прикрывали его из Гибралтара, три – из Александрии. Приходилось рисковать, идя через Сицилийский пролив. Создавать превосходство над итальянскими линкорами. Такая концентрация сил лишала Средиземноморский флот свободы действий. Британцы не могли одновременно эффективно охранять свои коммуникации и нарушать вражеские. А сражение в открытом море, после ввода в строй двух новых итальянских линкоров, было опасным. Было очевидно, что необходимо нанести мощный удар по базе в Таранто, уничтожить ядро итальянского флота. Благо такая операция уже давно планировалась. Итальянские корабли располагались скученно, были хорошими целями для авиации. А система ПВО базы была слабой для такого стратегического объекта.

В операции принял участие практически весь британский Средиземноморский флот: 5 линкоров, 1 авианосец, 8 крейсеров и 22 эсминца. Часть флота осуществляла прикрытие операции. В ударную группу входили авианосец «Илластриес», 8 кораблей охранения (4 крейсера и 4 эсминца). Вечером 11 ноября 1940 года британцы завершили развертывание сил. Авианосец расположился в 170 милях от Таранто, у острова Кефалиния. Чтобы отвлечь внимание неприятеля, часть сил была направлена в Отрантский пролив. Это пролив между побережьями Италии и Албании, соединяет Адриатическое и Ионическое моря.

Разведывательная авиация сделала снимки вражеской базы. Они были переданы на авианосец. Адмирал Каннингем решил атаковать этой же ночью. В операции приняли участие две группы торпедоносцев-бомбардировщиков Fairey Swordfish («меч-рыба»). Примерно в 20:40 поднялась первая волна – 12 машин (6 самолетов выполняли роль бомбардировщиков, 6 – торпедоносцы). Вторая волна из 8 самолетов (5 торпедоносцев и 3 бомбардировщика) взлетела через час после первой. Самолеты несли торпеды калибром 450 мм. Глубина гавани Таранто была сравнительно малой, и обычные торпеды после сброса с самолета зарылись бы в грунт. Поэтому англичане оснастили их деревянными стабилизаторами, чтобы при сбросе в воду снаряд не уходил на глубину.

Примерно в 23 часа британцы атаковали нефтебазы, гидросамолетами и кораблями. Вслед за бомбардировщиками на малой высоте, чтобы проскочить аэростаты заграждения, подошли торпедоносцы. Луна, осветительные ракеты обеспечили хорошее освещение. Вражеские корабли были хорошо видны. Линкор «Конте ди Кавур» получил тяжёлое попадание от одной из торпед и частично затонул. В новейший линкор «Литторио» попало две торпеды. Первая торпеда образовала пробоину размерами примерно 7,5x6 метров. Вторая - пробила сквозную брешь с левого борта на правый, частично разрушив рулевую машину. Самолеты второй волны поразили одной торпедой линкор «Кайо Дуилио». В правом борту образовалась большая брешь, корабль частично затонул. «Литторио» получил ещё один удар (ещё одна торпеда не разорвалась). Образовалась огромная пробоина – примерно 12x8 метров. Линкор сел на грунт. Также бомбами была повреждена авиаматка, крейсер и эсминец.


Итальянский линкор «Литторио», поврежденный в результате атаки британских торпедоносцев

Репетиция Пёрл-Харбор


«Литторио» подняли и уже в декабре ввели в сухой док для ремонта, весной 1941 года вернули в строй. «Кайо Дуилио» также подняли и в январе 1941 года перевели для ремонта в Геную, и вернули в строй. Линкор «Кавур» подняли только в 1941 году и отправили в Триест для ремонта. Он больше не вышел в море.

С учётом малого количества самолетов, которые приняли участие в операции, успех был очевидным. Британцы потеряли во время атаки всего две машины. Основные силы итальянского флота на некоторое время были выведены из строя, личный состав деморализован. У Италии осталось два линкора в строю - «Джулио Цезаре» и «Венето». Третий - «Дориа» - проходил модернизацию. Более того, чтобы избежать новых атак в Таранто, главные силы флота перевели в Неаполь. Также итальянцам пришлось усилить охрану морских путей в Албанию. Британия добилась господства на Средиземном море. Поэтому британское адмиралтейство смогло перебросить часть сил на Атлантику. Правда, до полной победы над итальянским флотом было ещё далеко. Часть британского флота по-прежнему защищала морские коммуникации, другая – поддерживала приморский фланг армии в Северной Африке.

Успешная британская атака Таранто снова показала плохую работу итальянских ВВС. Они не смогли обнаружить в море флот врага и прикрыть важнейшую военно-морскую базу Италии. Весь день 11 ноября британские корабли шли по центру Ионического моря и не были обнаружены. Хотя итальянцы при нормальной работе воздушной разведки должны были выявить врага у своего побережья и вывести корабли в море, чтобы дать бой. Также ночь в Таранто показала эффективность действий авиации против больших надводных кораблей. Небольшие и дешёвые самолеты смогли потопить огромные и очень дорогие линкоры.

Однако тогда на этот успешный опыт обратили внимание только японцы. В Италию прибыла группа японских военных специалистов и внимательно изучила это сражение. Этот опыт японцы использовали в успешной атаке против американского флота в Пёрл-Харбор.


Итальянский линкор «Конте ди Кавур» во время подъема со дна в Таранто
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/, http://waralbum.ru/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх