На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Средневековые миниатюры с рыцарями в сюрко и конями в попонах и доспехах

Средневековые миниатюры с рыцарями в сюрко и конями в попонах и доспехах

Вот такими были представлены всадники-крестоносцы, участники битвы при Адрианополе в 1205 г. в культовой болгарской киноленте «Калоян» (1963)

«…ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами,»
Вторая книга Маккавейская, 3:25

Рассказы об оружии. Средние века. В прошлом материале мы рассказали о том, что где-то на исходе XII века западноевропейские рыцари уподобились «статуе из металла», то есть стали носить кольчужные доспехи, полностью закрывающие тело. Естественно, что такой «наряд» давал по тому времени неплохую защиту, хотя мечи, естественно, его разрубали. Но от удара мечом можно было увернуться, закрыться щитом, парировать своим мечом. Но вот как можно было в них «увернуться» от жары? Ведь металл очень сильно накалялся на солнце, особенно всё в той же Палестине.


Воины в кольчугах «с ног до головы». «Сад наслаждений», 1195 г. Эльзасская библиотека Креди Мютюэль

То есть особенно сильно этот недостаток проявился в ходе Крестовых походов на Восток. И чтобы избавиться от этой напасти, рыцари стали носить поверх своих кольчуг кафтаны – котта или сюрко. Интересно, что со временем ношение этой одежды связали ещё и с понятиями католической морали, согласно которой ходить в неприкрытых ничем рыцарских доспехах было сродни являться с голым телом. То есть на людях находиться в них теперь считалось неприличным. Ну а на практике налатную одежду белого цвета стали носить прежде всего потому, что белая ткань хорошо отражала солнечные лучи, и кольчуги в жаркие летние дни меньше нагревались. Да и длиннополая одежда лучше соответствовала моде того времени.


«Библия с картинками из Памплоны и жития святых», 1200 г. Памплона, Испания. Университетская библиотека Аугсбурга. У кого-то из изображённых на ней всадников есть сюрко, а у кого-то – нет, но зато на лошадях надеты конские попоны!

Самым ранним, как считают, изображением рыцаря, одетого в сюрко, считается фигура Валерана де Белломонте, графа Меллана и графа Вустера на печати 1150 года. Само одеяние выглядит довольно необычно, поскольку у него длинные рукава до самых запястий. Вновь такой покрой появился только во второй половине XIII века, но и до второй половины XVI века встречался не часто. До бёдер оно плотно прилегает к телу, а потом расходится в виде широкой юбки длиной до лодыжек, но с разрезом для удобства верховой езды. Присутствуют изображения воинов в сюрко и на миниатюрах «Винчестерской Библии» (ок. 1160-1180).


Эти фигуры из «Винчестерской Библии» загадочны тем, что совершенно непонятно, что же именно на них надето. На головах у воинов надеты шлемы, но кольчуги почему-то отсутствуют, словно собирались они второпях. Но и надеты на них явно не простые рубашки, а нечто соединённое с капюшоном, причём под ними у них, если судить по рукавам, есть ещё и другая одежда. Может быть, это как раз и есть та одежда, которую в то время надевали под кольчугу? Ни «да», ни «нет», основываясь только лишь на этом изображении, сказать нельзя

Тем не менее, изображения воинов в сюрко до 1210 года в манускриптах встречаются довольно редко, но потом это явно стало общепризнанной «формой одежды» для воинского сословия, и в первую очередь, конечно, для рыцарей. До 1320 года он имел вид халата без рукавов с большими проймами и юбкой с разрезом, которая доходила до середины икр, но вполне обычной была длина и до лодыжек, и до колен. С 1220 года появляются рукава до локтей, хотя изображений воинов в таких сюрко имеется очень мало.


Интересно, что и участники битвы при Гастингсе, случившейся в 1066 году, в более поздних изображениях выглядят соответственно той эпохе, в которую был написан манускрипт. В данном случае это «Хроника Англии» на французском языке, составленная около 1280-1300 гг. Британская библиотека, Лондон

Теперь речь уже не шла о том, чтобы защитить себя лишь от солнца. Богатые рыцари начали шить себе сюрко из дорогих тканей и украшать их гербами и эмблемами, чтобы всем и каждому демонстрировать свою состоятельность. Покрой сюрко (или котты) всё время менялся в зависимости от предпочтений её владельца. В XIII веке она могла быть и длинной, и короткой, с рукавами или без них – как угодно. По сути это была единственная верхняя одежда, которую тот же рыцарь мог себе позволить помимо доспехов, так что нет ничего удивительного в том, что они стремились их украсить, ведь надо же было как-то выделяться среди остальных.


Считается, что сюрко на рыцарях появился раньше, чем попона на лошадях… «Библия Мациевского», 1244-1254 гг. Париж, Франция. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк

Но если от солнца требовалась защита всаднику, то от жары ничуть не меньше страдал и его конь. Или от холода – смотря по тому, где этому всаднику приходилось сражаться. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что уже к 1170 году в обиходе у рыцарей появилась и конская попона. Более того, в том же году современник писал, что

«попона должна иметь такую же эмблему, что и седло, и быть такого же цвета, что твой щит и пеннон (вымпел) на конце копья.»


Первые сюрко были очень просты и напоминали… ночную рубашку! «Романы об Артуре», 1275-1300 гг. Библиотека Йельского университета, Нью-Хейвен, штат Коннектикут


Впрочем, и первые конские попоны были тоже сугубо утилитарны. Какая ткань подвернётся под руку – из такой и шили. Впрочем, старались, чтобы и сюрко, и попона, и даже щит были одного цвета. Нередко в этот же цвет окрашивали и шлем! «Романы об Артуре», 1275-1300 гг. Библиотека Йельского университета, Нью-Хейвен, штат Коннектикут

Вот так и было положено начало традиции превращать всю одежду рыцаря, надетую им поверх кольчужных доспехов, а также «одежду» для коня, в один большой красочный… «паспорт», хорошо заметный даже издалека. Хотя распространилась она далеко не сразу и не везде.


Судя по этой миниатюре, изображение геральдических символов на шлеме, сюрко и конской попоне уже в начале XIII века стало традицией. «История Аутремера» Уильяма Тирского. Французский перевод с продолжением до 1232 г. Написана в Северной Франции между 1232 и 1261 годами. Британская библиотека, Лондон


В итоге, судя по миниатюрам всё того же «Манесского кодекса», фигура рыцаря на коне уже в начале XIV в. превратилась в яркую и красочную картинку! Вот, например, как на одной из них выглядел рыцарь-миннезингер Вальтер фон Метс. «Манесский кодекс», ок. 1300 г. Библиотека университета Гейдельберга, Баден-Вюртемберг

В бою, да и после боя, когда на поле сражения подбирали павших, это имело очень большое значение. Поэтому многие рыцари следовали рекомендации помещать изображение своего герба на все элементы своего снаряжения буквально. Ну а что из этого иногда получалось, можно увидеть на миниатюре из «Псалтири» Джеффри Латтрелла (1276–1345), лорда поместья Ирнем в Линкольншире, на котором мы видим, как жена и невестка провожают его на войну.


Джеффри Латтрелл и его семья в итоге, наверное, перещеголяли всех прочих. На этой миниатюре из заказанной им Псалтири изображение его герба несут на себе не только его одежда и конская попона, но и платья обеих женщин (его жены и невестки), нашлемное украшение, наплечные щитки, вымпел и даже седло, то есть повторяется целых 17 раз! «Псалтирь Латтрелла», ок. 1320-1340 гг. Библиотека Британского музея, Лондон


Рыцарский поединок из «Псалтири Латтрелла». Слева европейский рыцарь, справа – сарацин

Что касается конской защитной «брони», то доспехи для лошадей в Европе, включая наголовник (шаффрон, шанфрон), отмечены уже во французском документе 1302 г. Доспехи эти назывались капаризон и могли быть стёгаными, набивными или даже целиком сплетёнными из тех же самых колец, что и кольчуга. Просто для конской кольчуги их требовалось значительно больше, а значит и цена её была очень высока, поэтому позволить себе её могли лишь самые богатые рыцари. То есть они убедились, что одной попоны для защиты от солнца, непогоды, а ещё и для красоты их коням совершенно недостаточно. Следовало повысить не только свою, но также и их защищённость, и это было сделано. Теперь на коня надевали сначала полотняную попону, а затем попону из кольчуги. Понятно, что такая защита имела большой вес, но и неплохо защищала. И такие доспехи отнюдь не являются фантазией историков. Сохранились манускрипты, и в частности – британский «Роман всех рыцарей» 1308-1312 гг. с миниатюрами, на которых изображены именно такие конские кольчужные доспехи.


Миниатюра из манускрипта «Роман всех рыцарей», 1308-1312 гг. Британская библиотека, Лондон

Ну а вскоре и кольчужную попону стали покрывать нарядной попоной из ткани. То есть теперь по крайней мере у некоторых рыцарских коней капаризон стал трёхслойным – попона под кольчугу в качестве подкладки, затем кольчуга и, наконец, традиционная попона геральдических цветов, да ещё и с гербами.


Ярким примером такого исключительно красочного снаряжения служит миниатюра из «Манесского кодекса» с изображением победителя турнира, польского князя Генриха IV Проба. Кстати, на его конской попоне изображён не только его герб, но и буквы, которые складываются в слово «любовь» – amor

Однако вскоре и такая защита оказалась недостаточной, и в моду вошли конские защитные доспехи из металлических пластин. Ранний шанфрон прикрывал только переднюю часть лошадиной головы, хотя некоторые имели продолжение на шее. Новые формы, которые появились в XIV веке, были крупнее и не только закрывали заднюю часть головы и шею, но и имели выпуклый выступ поверх носа и отверстия чашевидной формы, прикрывавшие глаза. Использовали их как в боях, так и на турнирах, поскольку турнирные кони стоили ничуть не дешевле боевых. Но такие доспехи получили распространение не сразу, а лишь где-то к середине XV века, поэтому их изображений в рукописных манускриптах не так уж и много.


Шанфрон на коне короля Франции. «Большие хроники Франции», 1375-1380 гг. Национальная библиотека Франции

P.S. Интересно, что история «дружбы» человека и коня вылилась в нечто и вовсе очень странное – Святого Христофора – человека с лошадиной головой. Что это? Пережиток тотемизма или дань уважения «конскому племени» от благодарного человечества? Чудны дела твои, Господи, так и хочется сказать по этому поводу…


Св. Христофор. Роспись XVI в. на стене собора в Свияжске. Фото автора

Повезло автору и с посещением в 2007 году очень интересной выставки конского снаряжения из фондов ГИМа. Среди экспонатов был и вот этот, под названием «Попона радостной лошади». Что это была за попона, для чего сделана, и почему одетая в неё лошадь так сильно радовалась, по прошествии стольких лет сейчас не скажу. Но сама по себе она очень красивая. И можно себе представить, как же были прекрасны попоны рыцарских коней, принадлежавших высшей знати.


«Попона радостной лошади», СПб. 1855 год. Выставка конского снаряжения в Казани в 2007 г. Фото автора

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх