На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Боспорское царство. Падение Митридата VI Евпатора

Боспорское царство. Падение Митридата VI Евпатора
Источник: https://www.roman-glory.com

Умело пользуясь образом защитника эллинской культуры и традиции, лавируя на волнах политических течений и пристально следя за кризисами в регионах, Понтийский царь Митридат VI Евпатор поглощал государства Причерноморья одно за другим. Добравшись до Боспорских земель и включив их в состав своей державы, он обратил взор на запад. Там, омываемая водами тёплых морей, уверенно наращивала силу Римская держава. Ещё не всесильная, но уже очень могущественная, и к ней у Митридата были личные счёты.

Двум великим государствам суждено было встретиться на полях сражений. Долгая и продолжительная борьба вылилась, в конце концов, в три военные кампании, наполненные походами, кровопролитными сражениями, предательствами и героизмом их участников. Как показала история, перевес всё-таки был не на стороне Митридата. Но, несмотря на горькие поражения, Понтийский царь снова и снова поднимался на бой, опираясь каждый раз на огромные ресурсы Боспорского царства и земель Северного Причерноморья, роль которых в этих противостояниях сложно переоценить.

Власть Митридата на Боспоре


Как уже говорилось в предыдущей статье, удержать завоёванные земли Северного Причерноморья было чуть ли не сложнее, чем их захватить. Первое, с чего начал Митридат – это освободил на время греческие города от выплаты дани, снизил налоги, даровал свободу некоторым группам рабского населения и предоставил льготы для подъёма ремесленной и сельскохозяйственной деятельности.

Греческие города хоть и входили в состав Понта, всё же имели некоторую автономность. Так, Пантикапей, Фанагория, Горгиппия, а также Херсонес и Ольвия даже могли чеканить собственную монету. Стоит отметить, что монеты хоть и были своими, но изображался на них преимущественно Митридат VI Евпатор.

Параллельно с экономическим укреплением царь наращивал обороноспособность земель. Причём защищались они преимущественно не от главного соперника Понта – Рима, а от местных варварских племён, грозящих эллинским землям постоянными набегами и грабежами. Племенной мир Северного Причерноморья в это время отличался большой подвижностью и мог сильно пошатнуть позиции Митридата в регионе. На азиатской части Боспора (Таманском полуострове) спешно реконструировались старые и возводились новые укрепления. Эти постройки, площадью около 200 м2 и толщиной стен около 1,7 м, наглядно дают понять о стремлении Митридата обезопасить себя от вторжения северокавказских племён, обитавших поблизости. Повсеместно получили распространение и так называемые эллинистические «дома-башни». На Боспоре они возводились и ранее, но при Понтийском правлении их количество заметно увеличилось.


Планы «домов-башен» Боспора Киммерийского (по Я. М. Паромову). 1 – на Семибратнем городище; 2 – у посёлка «За Родину»; 3 – Юбилейное I; 4 – у станицы Анапской; 5 – Джемете I; 6 – Цемдолинское; 7 – Владимировка; 8 – у хутора Рассвет; 9 – на берегу Ахтанизовского лимана. Источник: http://www.krimoved-library.ru

Крымский полуостров укреплялся менее значительно. Отчасти это было связано с более спокойной обстановкой, сложившейся на европейской части Боспора, отчасти благодаря тому, что здесь изначально существовала внушительная система оборонительных сооружений.

Защита от пиратских и варварских набегов, экономическое стимулирование и налоговые послабления дали значительный эффект для эллинских городов. Уже позднее, после окончания льготного периода, Боспорские земли смогли платить Понтийскому царю дань в размере 180 тысяч медимнов хлеба и 200 талантов серебра.

Важно отметить, что этот налог, судя по всему, был хоть и весомым, но всё же не слишком обременительным. Он не мешал расти и развиваться греческим городам в период восстановления после кризиса, связанного с переходом власти.

Медимн – основная единица меры сыпучих тел в древней Греции, составляет приблизительно 52 литра.

Талант – мера веса, распространённая в своё время на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. Использовалась также как денежно-расчётная (не монетная) единица в Древней Греции. Приблизительный вес 30 килограмм.

Как уже говорилось ранее, Митридат воевал с Римом три раза. И уже после Первой войны, неудачной для Понтийского царя, ход военных действий привёл к попытке отделения части Боспорских земель от Понтийского царства. Вероятно, определённую роль в этих событиях сыграли действия варварской верхушки власти, которая всё ещё не могла смириться с потерей своих позиций в политике Боспорских земель и всячески пыталась их восстановить.

Чтобы подавить восстание и восстановить власть на ключевом для себя направлении, Митридат VI Евпатор собрал внушительный флот и огромное войско. Размах приготовлений был столь велик, что у римлян даже закрались подозрения в том, что все эти силы собираются не для похода на Северное Причерноморье, а против Рима. Данное обстоятельство, к слову, и послужило поводом для начала Второй Митридатовой войны. Карательную операцию пришлось отложить, и возобновилась она уже после военных действий.

О боевых действиях карательных корпусов известно очень мало. Древнеримский историк Аппиан сообщает лишь о том, что в то время поход был предпринят против ахейцев на азиатском направлении. Из-за тяжёлых потерь экспедиционного корпуса и неблагоприятной погоды, Митридат даже вынужден был отступить, перегруппироваться и вернуть власть уже во второй кампании.

Также существуют сведения о том, что параллельно ахейским племенам Митридату в европейской части Боспора противостояла ещё одна сила. Были ли это скифские объединения или сарматские, доподлинно не известно. Мнения учёных в этом вопросе расходятся. Однако, учитывая то, что события происходили в Крымской части Боспора, весьма вероятно, что инициаторами противостояния были всё-таки скифы.

Как бы там ни было, Митридат VI Евпатор сумел восстановить свои позиции в северных землях. Объединив их под властью столицы Боспорского царства – Пантикапея, он назначил правителем региона своего сына Махара, тем самым окончательно сбросив с себя образ защитника эллинов и их свобод. Борьба с Римом была теперь единственной целью Понтийского царя, и как показала история, он следовал ей до самого конца.

Закат эпохи великого царя Понта


Развязанная Митридатом третья война и сокрушительное поражение в своих же землях нанесли тяжёлый удар по состоянию державы и верности приближённых к царю людей. Осознав всю плачевность и тщетность попыток противостоять Риму, Махар, будучи наместником Понта в землях Северного Причерноморья, решился на измену. Он отправил для Римского полководца Лукулла золотой венок, а войску запасы продовольствия, тем самым заключив с ними дружбу.

Предательство Махара нанесло тяжёлый удар по Митридату. Однако, несмотря на кажущееся безнадёжное положение, Понтийский царь и не думал сдаваться. Даже окончательно разбитый в Малой Азии, он не отказался от борьбы. Более того, у него зрел новый план по переносу военных действий на территорию Рима и организации вторжения с востока через северные земли Европы.

Первым этапом реализации задуманного было возвращение власти над Боспором, где всё ещё правил предавший его сын. Путь в Северное Причерноморье лежал через Кавказ, населённый множеством воинственных племён. Совершив рискованный переход, в котором часть обитавших в тех землях варваров была подчинена силой, а часть заключила дружественные союзы с проходящей армией, Понтийский царь вышел в Прикубанье. Местные племена приняли его весьма радушно, пропустили на свою территорию и обменялись всяческими подарками. Для получения дополнительной поддержки царь даже выдал замуж некоторых из своих дочерей за самых влиятельных вождей местных племён.

К этому моменту, по свидетельству римского историка Аппиана, у Митридата и сложился окончательный план вторжения в Рим с востока через Альпы.

Интересно отметить, что римский полководец Помпей, нанёсший поражение царю в Третьей Митридатовой войне, не рискнул преследовать его через Кавказ, поскольку посчитал, что в тех землях обитает множество опасных племён, с которыми римским отрядам не стоило вступать в конфликты. Вместо этого он отдал приказ о начале морской блокады Боспора Киммерийского.

Махар, узнавший о том, что его отец проделал столь большой путь за такое короткое время, и совершенно этого не ожидавший, не сумел оказать какого-либо сопротивления. Им даже была предпринята попытка извиниться перед царём, однако результатов это действие не принесло. В конце концов, Махар был вынужден сбежать в Херсонес, где, оказавшись в абсолютно безвыходной ситуации, решил покончить жизнь самоубийством. Потеря сына, на которого возлагались большие надежды, нанесла ещё один удар по Митридату VI Евпатору, однако не остановила его на пути реализации задуманного плана.

Тем не менее положение Понтийского владыки становилось практически безнадёжным. Плотная морская блокада Боспора и потеря практически всей державы вынудили его вступить в переговоры с Помпеем. Требования римского полководца были просты: полная капитуляция, а также его личная явка в Рим. На такие шаги Митридат пойти не мог, но, чтобы смягчить ситуацию и выиграть время, пообещал послать к Помпею кого-нибудь из своих сыновей.

Несмотря на тяжелейшие условия, Понтийский царь по-прежнему вынашивал планы новой войны. Спешно собирая войско и готовя оружие, Митридат старался в кратчайшее время собрать всё необходимое для похода. Население Боспора было повально обложено налогами, на сельскохозяйственных землях спешно возводились новые поселения, солдат набирали как из свободных, так и из рабов. Параллельно этому совершенствовались и оборонительные системы Пантикапея.


Акрополь Пантикапея. Куртина, предназначенная для установки катапульт. Источник: http://www.krimoved-library.ru

Все эти чрезвычайные меры, усугублённые злоупотреблением царской администрации, вкупе с римской блокадой вызвали огромное недовольство жителей эллинских городов. Становившаяся взрывоопасной ситуация, в конце концов, вылилась в восстание. Первым городом, в котором вспыхнул переворот, стала Фанагория. Повстанцы обложили дровами ту часть города, в которой находились дочери Митридата, и подожгли его. Почти все царские дети сдались в плен, за исключением царевны Клеопатры, которая оказала сопротивление, и отец смог спасти её на специально присланном корабле.

После бунта в Фанагории от Митридата откололись Херсонес, Феодосия, Нимфей и все другие города по берегу Понта (Чёрное море). В такой ситуации царь обратился к скифам с просьбой как можно скорее прибыть к нему с войском. К скифским владыкам были отправлены дочери Митридата, но отряд, сопровождавший девушек, взбунтовался и перешёл на сторону Помпея.

Уже окончательно потеряв царство и больше не рассчитывая на скифскую поддержку, Митридат VI Евпатор всё ещё надеялся на продолжение борьбы с Римом. Опираясь на давнюю дружбу с кельтами, он упорно готовился к походу. Но к тому времени начало колебаться даже царское войско, с опаской и волнением относясь к грядущей дальней экспедиции.

В конце концов, в череде предательств и неудач Митридата предал его сын Фарнак, на которого тот возлагал большие надежды и надеялся сделать своим преемником. История распорядилась так, что сын царя встал во главе заговора, который, однако, был раскрыт. Это не спасло бывшего владыку Понта, а лишь ускорило его неминуемый конец. Фарнак в первую очередь явился в лагерь римских перебежчиков и склонил их к выступлению против отца. После этого царевич разослал своих посланников к ближайшим лагерным стоянкам и договорился с ними о совместных действиях. Утром следующего дня в соответствии с договорённостью перебежчики первыми бросили военный клич, который поддержали многие войны армии Митридата, а также флот.

Не сумев договориться с сыном, Митридат всё-таки осознал крушение своих надежд и, опасаясь, что предатели выдадут его римлянам, решился на самоубийство. Великий Понтийский владыка решил принять яд, который всегда носил с собой в рукоятке меча. Однако и в этот раз судьба сыграла с ним злую шутку. Яд выпили он и двое его дочерей, пожелавших разделить участь с отцом. Обе девушки умерли сразу, но на самого царя зелье не подействовало. Дело в том, что Митридат имел привычку постоянно употреблять яды в малых дозах, чтобы уберечь себя от отравления. Адаптированный организм не пожелал умирать.

Эта поистине великая трагедия закончилась тем, что Митридата VI Евпатора закололи мечом. Кто конкретно нанёс решающий удар, на сегодняшний день достоверно не известно, однако это и не столь важно. В конце жизни по своей собственной вине великий царь был лишён права на лёгкую смерть.

Итоги


Пытаясь проанализировать действия Митридата VI Евпатора через призму Боспорского царства, невольно напрашивается вывод о том, что великий царь возлагал слишком большие надежды на племена, из которых собирался формировать войска. Ведомый мыслями о непобедимости скифских племён, а также могуществе многочисленных варваров Великой Степи, подогревая это собственной пропагандой, кажется, что он и сам поверил в непобедимость армий, которые неоднократно собирал.

Очевидной кажется мысль, что Понтийский царь не сумел создать в землях Северного Причерноморья надёжную базу для столкновения с таким могучим противником, каким являлся Рим. Непрочное греко-варварское объединение под эгидой Понта просуществовало до первых крупных поражений Митридата, распавшись на несколько кусков, тем самым ещё более обострив противоречия между эллинами и варварами. Безусловно, какое-то время Митридату удавалось их сгладить и нивелировать, но отнюдь не искоренить. Победы над скифскими и сарматскими племенами совершенно не означали превосходство над Римом.

Ясно было одно: своими действиями Понтийский царь вырвал земли Северного Причерноморья из некоторой автономности и самобытности, бросив их в орбиту влияния Римской державы. Приняв эстафету правления, римляне значительно лучше Митридата справились с этой задачей, на долгие годы определив развитие и политический вектор Боспорского царства.

Источники:

1. В. Ф. Гайдукевич «Боспорское царство» Москва. Ленинград. 1949
2. Ю. А. Виноградов, В. А. Горончаровский «Военная история Боспорского царства» Издательство «Ломоносов». 2017
3. В. М. Зубарь, А. С. Русяева «На берегах Боспора Киммерийского» Издательский дом «Стилос». 2004
Автор:
Егор Лаптев
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх