На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Последние бои 13-й горной дивизии СС «Ханджар»

Присяга добровольцев 13-й горной дивизии «Ханджар».
На переднем плане 37-мм противотанковая пушка 37 (t) (чехословацкая Шкода 37, обр. 1937 г.)

Окончание очерка, посвященного истории «боснийско-мусульманской»13-й горной дивизии СС «Ханджар».

Первая часть: «13-я горная дивизия СС «Ханджар». Рождение необычного воинского соединения»;
Вторая часть: «Формирование, обучение и первые бои 13-й горной дивизии СС «Ханджар».


Перевод статьи, опубликованной в немецком военно-историческом журнале «DMZ-Zeitgeschichte» № 47 сентябрь-октябрь 2020 года.
Автор: доктор Вальтер Пост (Walter Post)
Перевод: Slug_BDMP
Иллюстрации: журнал «DMZ- Zeitgeschichte»


Следующей крупной операцией «Ханджара» стала «Fliegerfaenger» («Мухоловка»).

Примерно в 26 километрах к юго-востоку от Тузлы (в районе Осмаци) в начале июля партизаны 19-й Бирачской бригады 27-й Восточнобоснийской дивизии оборудовали полевой аэродром. Первые самолеты союзников приземлились там в ночь с 7 на 8 июля.

14 июля 27-й горноегерский полк с батальоном четников, заняв населенные пункты Осмаци и Мемичи, вышел к аэродрому с целью его уничтожения и, несмотря на ожесточенное сопротивление партизан, вывел его из строя. Во второй половине дня 19-я партизанская бригада перешла в контратаку и выбила эсэсовцев и четников за дорогу Тузла-Зворник.

Одновременно с этим командование 3-го партизанского корпуса поставило 36-й Воеводинской дивизии задачу очистить район от противника и восстановить работу аэродрома. Это было сделано к 15 июля. И в следующую ночь союзные самолеты вновь доставили груз и эвакуировали в Италию около 100 раненых партизан.

В конце концов, партизаны отступили на юг, в район Власяница – Ражичи. Аэродром был уничтожен преследующими их силами «Ханджара». По немецким данным, партизаны потеряли 42 человека, в то время как потери 13-й дивизии составили 4 убитых и 7 раненых.

Вождь «Народно-освободительной армии Югославии» и «Антифашистского комитета национального освобождения Югославии» маршал Иосип Броз «Тито» со свой овчаркой Тигром.

«Козарчанка – девушка из Козара» – партизанская икона. Фотография 17-летней санитарки Мили Тороман была сделана фотографом Георгием Скрыгиным (русским эмигрантом) в Козаре зимой 1943–1944 годов.

Ещё во время операции «Мухоловка» командование 2-й танковой армии запланировало операцию по воспрепятствованию переправы крупного партизанского отряда через Дрину в западную Сербию. Для участия в операции привлекались различные части V. горного корпуса, в том числе и 13-й дивизии «Ханджар», и смешанный батальон 7-й дивизии СС «Принц Ойген».

Утром 16 июля командующий корпусом Плепс посетил расположение «Ханджара» и посвятил командира дивизии Хампеля в план предстоящей операции. В ней должны были участвовать четыре усиленных батальона и всё ещё подчиненный 27-му полку батальон четников.

Эти подразделения делились на две боевые группы. Их задачей было обнаружение и уничтожение партизанских баз в горах и пещерах в окрестностях Сековичи. Наступление планировали начать уже на следующий день – 17 июля. И начальник оперативного отдела штаба дивизии оберштурмбаннфюрер Эрих Браун быстро подготовил план операции.

Район базирования партизан предполагалось взять в клещи. Боевая группа 27-го полка при поддержке четников наступала на Сековичи с востока, в то время как боевая группа 28-го полка проделывала то же в южном направлении. Отдельно действовал батальон «Принца Ойгена». Он наступал в северном направлении с целью окружения партизан.

Подразделения немедленно выступили в районы сосредоточения. Хампель не доверял способностям командира 27-го полка оберштурмбаннфюрера Германа Петера, поэтому передал командование Эриху Брауну.

Операция «Heiderose» началась в полдень 17 июля. Боевая группа 28-го горноегерского полка (II. и III./28), преодолев упорное сопротивление противника, к 16 часам выполнила задачу дня – достигла рубежа 21 километра юго-восточнее Тузлы. Боевая же группа 27-го полка (I. и III./27), практически не встречая сопротивления, к 18 часам взяла под контроль высоты у Урича. Батальон «Принца Ойгена» натолкнулся лишь на очаговую оборону партизан и занял местность юго-восточнее Соколаца.

На следующее утро начал свое наступление батальон четников. Боевая группа 27-го полка продолжила наступление и вышла к Podcrkvina и высотам южнее Сековичи, планируя занять их на следующее утро. Боевая группа 28-го полка оттеснила 26-ю Воеводинскую дивизию и вышла в район Петровичи, расположенный севернее Сековичи, откуда планировалось дальнейшее наступление на позиции частей 12-го партизанского корпуса у Живнице.

Разведывательный батальон «Принца Ойгена» продвигался от Вареша, отрезая партизанам пути отхода через Кладани. Когда немцы уже поверили, что бои за Сековичи окончены, 36-я Воеводинская дивизия перешла в контрнаступление на позиции 27-го полка с юго- и северо-востока, но атаки эти обернулись для партизан лишь большими потерями. На следующий день, в свою очередь, атаковал 27-й полк. Бои закончились к 23 июля, когда партизаны отступили на юг. Три батальона (I./27, II./28 и III./28) приступили к прочесыванию местности с целью поиска партизанских баз, первоначально без успеха.

Лишь при повторном прочесывании удалось обнаружить склады боеприпасов и медикаментов, а также радиостанции. Благодаря случайности удалось найти КП одного из партизанских батальонов, а в нём – план расположения десяти тайников. При вывозе трофейного имущества особое рвение проявили четники – в боях же они держались куда как «осторожней».

Операция «Heiderose» была большим успехом немцев. По их данным, были уничтожены 947 партизан и захвачены большие трофеи. В том числе: одна противотанковая пушка, два миномёта, 22 пулемёта, 800 винтовок и около 500000 патронов. Потери «Ханджара» составили 24 убитых и более 150 раненых. По югославским данным, потери 12-го партизанского корпуса составили 250 убитых, раненых и пропавших без вести.

Многие четники по сербской православной традиции носили длинные бороды в знак траура по захваченной врагами родине.

Пулемётный расчет 5-й Черногорской бригады в бою (1943 г.). Пулемёт – французский Гокисс М1914.

В первую неделю августа 1944 года «Ханджар» совместно с «Принцем Ойгеном» приняли участие в операции «Hackfleisch» («Фарш»), являющейся составной частью масштабной операции «Ruebezal» («Горный дух», персонаж немецкого и чешского фольклора. – Прим. переводчика).

Задачей операции была зачистка от партизан района Кладани – Власяница – Соколац – Олово южнее «замиренной зоны».

План был таков:

- разведывательный батальон 7-й горной дивизии СС из района Вареш атакует партизан в районе Олово и вытесняет их на восток;

- I./28 из Рыбницы наступает в южном и юго-восточном направлении на Олово;

- III./28 наступает из района Кладани в южном и юго-западном направлении на Петровичи;

- 27-й горноегерский полк наступает из района Сековичи на юг;

- подразделения 14-го горноегерского полка 7-й горной дивизии СС с исходных позиций в 14 километрах северо-западнее Соколац наступают на северо-запад;

- усиленный 13-й горноегерский полк 7-й горной дивизии СС концентрируется в районе Соколац и наступает в северном направлении.

Немецкое командование планировало вытеснить партизан на восток, загоняя их в клещи наступающих навстречу германских войск.

Наступление началось 4 августа.

Разведывательный батальон «Принца Ойгена» рассеял силы партизан в районе Олово и погнал их навстречу наступающим частям 28-го полка (I./28, III./28) и 7-й дивизии СС. На следующий день разведывательный батальон, преодолев сильное сопротивление партизан, занял высоты юго-западнее Олово.

III./28 и 27-й полк поначалу наступали согласно плану. И казалось, что противник уже в ловушке.

Но затем 27-й полк подвергся мощной контратаке 27-й Восточнобоснийской и 36-й Боснийской партизанских дивизий и вынужден был остановить наступление. Крупным силам партизан удалось прорваться через его боевые порядки. Другие партизанские отряды отступили в направлении Горадже.

Таким образом, операция «Фарш» считается лишь частично успешной. Хотя и удалось уничтожить 227 партизан и взять в плен 50, но проникновение партизан в Сербию было лишь на время приостановлено.

***
В начале сентября 1944 года дивизия «Ханджар» вернулась в «замиренную зону». Её батальоны расположились в населенных пунктах Курукая, Вуковье, Осмаци и Сребреник.

Вскоре после этого 3-й партизанский корпус атаковал Сребреник. Бои продолжались в течение двух дней, но II./28 удалось отразить все атаки 11-й Краинской дивизии.

После этих событий 13-я дивизия была отведена на переформирование в район Вуковице – Осмаци – Сребреница.

Два офицера СС и два четника допрашивают боснийскую крестьянку.

В течение всего лета 1944 года дивизия «Ханджар» практически постоянно была в боях.

Усталость, ухудшающееся положение на фронтах и слухи, распространяемые партизанами, привели к тому, что среди личного состава стали заметны признаки разложения.

Здесь нельзя не упомянуть мнение представителя вермахта при правительстве усташей в Загребе генерала Эдмунда Глайзе фон Хорстенау.

Ещё при формировании дивизии он предупреждал, что боснийцы вступают в СС лишь для защиты своих семей и деревень. При любой попытке задействовать их в операциях за пределами Боснии боевая ценность мусульман будет сомнительной. Этот генерал ещё в Первую мировую был офицером генерального штаба австро-венгерской армии в Галиции, а затем советником по вопросам политики и прессы в главном командовании. Он прекрасно разбирался в межнациональных отношениях внутри Дунайской монархии и знал, что говорил. Время лишь подтвердило его правоту.

17 августа 1944 Тито объявил амнистию всем коллаборационистам. И многие бойцы «Ханджара» воспользовались возможностью сменить сторону в конфликте. За три первые недели сентября дезертировали около 2000 человек, многие взяли при этом свое оружие.

До начала октября около 700 из них влились в состав 3-го партизанского корпуса. Большая же часть примкнула к «зелёным» – отрядам мусульманской самообороны. Или просто разошлась по домам.

В результате этого командир дивизии Хампель предложил Гиммлеру разоружить всех мусульман 13-й и 23-й (2-й хорватской) дивизий СС. Но Гиммлер решил расформировать 23-ю дивизию, а её личный состав влить в «Ханджар». В результате слияния численность 13-й дивизии вновь достигла 346 офицеров, 1950 унтер-офицеров и 18520 рядовых.

***
Утром 3 октября 1944 одна из групп разведывательного батальона «Ханджар» была атакована партизанами 28-й Славонской дивизии у Дрины в районе Яни, на восточной границе «замиренной зоны».

Группе разведчиков удалось вырваться из наметившегося окружения на север. Остальная же часть разведбата атаковала из района Билины на юг и нанесла партизанам тяжелые потери. С востока уже спешил на помощь III./27. Он атаковал партизан в районе Мордани и к 22 часам пробился к гарнизону Яни. Ночью к этим силам присоединилась 3-я батарея артиллерийского полка. На рассвете ещё четыре партизанские бригады атаковали Яни.

Бои длились весь день, и все партизанские атаки были отбиты. Партизаны были вынуждены отступить на юг. В погоню отправились разведывательные группы, но особых успехов не добились. Партизаны успели переправиться через Дрину.

По результатам этих боев командование группы армии F сделало вывод о невысокой боеспособности «Ханджара». Но несколько дней спустя 9-я рота 28-го полка показала, на что способны боснийцы при умелом и решительном руководстве.

Роте унтерштурмфюрера Ханса Кёнига удалось заманить в засаду 17-ю Маевицкую бригаду, нанести ей тяжелые потери и захватить важные документы.

Боснийские добровольцы на параде. На правой петлице хорошо видна эмблема в виде руки с кривым мечом –ханджаром, давшим имя дивизии.

Муфтий Иерусалима Мухаммед Амин аль-Хуссейни на полигоне в Нойхаммере. На переднем плане 75-мм противотанковая пушка Pak 40.

***
Поздней осенью 1944 года положение на южном участке Восточного фронта стало катастрофическим. После краха немецкой обороны в Румынии советские войска вступили в Венгрию. И в конце октября достигли Дуная в районе Мохача. А к началу ноября захватили плацдарм у Апатина (Сербия).

28-й горноегерский полк, I./27 и III./Ar 13 остались на плацдарме у Брчко, а основные силы «Ханджара» отправились к Загребу на помощь LXIX корпусу. Однако большая часть боснийцев не желала покидать свою Родину. И количество дезертиров резко пошло вверх.

В середине октября около 700 бойцов «Ханджара» в Оражье перешли с оружием к партизанам и были распределены между 17-й Маевицкой и 21-й Восточнобоснийской бригадами.

20 октября Красная армия и партизаны заняли Белград.

Процессы разложения в 13-й дивизии СС всё усиливались. В конце октября она отступила на север, на другой берег Савы.

Гиммлер наконец-то решился отдать приказ о разоружении «ненадежных» боснийцев. Около 1000 человек на плацдарме Брчко и более 2300 в Загребе были отправлены в рабочие батальоны для работ в тылу.

12 ноября 1944 года дивизии «Ханджар» было приказано передать всё тяжелое вооружение 1-й горной дивизии вермахта, а самим (теперь уже под названием «боевая группа Ханке») собраться в районе хорватского Печа у Батины.

14 ноября боевая группа была переброшена от плацдарма у Брчко на позиции у Бели-Манастир, юго-западнее от другого советского плацдарма у села Батина.

Здесь 20 ноября советские войска форсировали Дунай.

На следующий день группа «Ханке» была выбита со своих позиций, и её остатки стали отступать к Загребу. Она была включена в состав 44-й рейхс-гренадерской дивизии «Хох- унд Дойчмейстер». И вместе с ней к 29 ноября отступила к городу Шиклош в южной Венгрии. Спустя несколько дней группа «Ханке» была выведена с фронта и направлена в венгерский Барч на Драве, где 2 декабря вновь соединилась с остатками «Ханджара».

Несмотря на то, что к этому времени многие боснийцы вернулись из рабочих батальонов, теперь они были в меньшинстве. Из-за включения в состав 13-й дивизии СС венгерских пехотных и артиллерийских подразделений, а также немцев из запасных частей, дивизия потеряла свой боснийско-мусульманский характер и мало чем отличалась от остальных частей 2-й танковой армии.

Если в начале 1944 года 95 процентов личного состава были не немецкого происхождения, то в начале ноября – уже 50 процентов были фольксдойче.

***
Для отражения советского наступления 13-я дивизия была переброшена в район озера Балатон и приняла участие в тяжелых оборонительных боях на «линии Маргарита» между Дравой и Балатоном.

После того, как наступление было отбито, бои с декабря 1944 года до января 1945 года приняли позиционный характер. До марта 1945 года дивизия находилась в Барче, где была пополнена выздоравливающими и военнослужащими разбитых частей.

6 марта дивизия «Ханджар» приняла участие в операции «Весеннее пробуждение» – последнем крупном наступлении вермахта во Второй мировой войне.

Но уже 7 марта её наступление было остановлено у Капошвара.

***
29 марта началось наступление 57-й советской и 2-й болгарской армий.

Позиции 2-й немецкой танковой армии были прорваны у Nagybajom. «Ханджар», удерживавший позиции южнее места прорыва, вынужден был отступать на северо-запад, на заранее подготовленную оборонительную линию «Доротея».

3 апреля дивизия понесла большие потери и лишилась всего тяжелого вооружения при переправе через реку Мур. Тремя днями позже 13-я дивизия СС достигла границы Рейха и заняла оборону на «юго-восточном валу» в районе Петтау.

Последний бой состоялся у Кисманнодорфа 19 апреля.

***
5 мая остатки дивизии двинулись на восток в Австрию.

Все боснийцы были отпущены на Родину. Многие из них по пути были убиты партизанами. Остальные же продолжили путь к линии «Урсула» у Келлерсдорфа.

8 мая последовал приказ двигаться к Вольфсбургу и Кэрнтену. Поход продолжался до 11 мая, когда остатки «Ханджара» сдались английским войскам у Сент-Вейта.

С 15 мая бывших военнослужащих «Ханджара», 7-й горной дивизии «Принц Ойген» и 16-й панцер-гренадёрской дивизии СС «Рейхсфюрер СС», а теперь военнопленных, начали по железной дороге перевозить в лагерь у Римини. 38 бывших эсэсовцев «Ханджара» были переданы СФРЮ, где предстали перед судом.

Некоторые из них, в том числе бригаденфюрер Зауберцвайг и оберштурмфюрер Кёниг, покончили с собой.

Процесс проходил с 22 по 30 августа 1947 года в Сараево. В тексте приговора сказано о 5000 жертв карательных операций «Ханджара». Только семи из 38 подсудимых были предъявлены персональные обвинения.

Подсудимых защищали два гражданских и один военный адвокат.

Все подсудимые были признаны виновными.

10 из них были приговорены к смертной казни, а 28 – к тюремному заключению сроком от пяти лет до пожизненного.

Имам Халим Малькоч, отличившийся при подавлении мятежа во Вильфранш-де-Руэрг, был казнён в Бихаче ещё 7 марта 1947 года.

Все приговоренные к тюремному заключению были амнистированы в 1952 году.

Бригаденфюреру Дезидериусу Хампелю удалось бежать из британского лагеря в Фаллингбостеле. Он скончался 11 января 1981 года в австрийском Граце.

Около 1000 мусульман-боснийцев, бывших эсэсовцев 13-й и 23-й дивизий, воевали на стороне арабов в 1-й арабо-израильской войне 1948–1949 годов.

Но это уже совсем другая история.

Благодаря их военному опыту, около 1000 бывших бойцов «Ханджара» были завербованы в армии арабских государств – Египта, Сирии, Ирака и Иордании
Автор:
доктор Вальтер Пост (Walter Post)
Использованы фотографии:
журнал «DMZ- Zeitgeschichte»
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх