На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Как одиночный самолет потопил целый авианосец

Безусловно, это мировой рекорд. И вдвойне интересно - что это рекорд наш, отечественный. Втройне интересно - что это еще и единственный неприятельский авианосец, потопленный когда-либо вооруженными силами Советского Союза. Ну, вот не доводилось нам больше с авианосцами воевать...

Мы с вами прекрасно понимаем, что авианосец - штука немаленькая. Чтоб его утопить - надо изрядно постараться. И американцы старались в 1942-1944 годах, потопив несколько японских авианосцев. Каждый раз для потопления такого корабля приходилось задействовать целую авиагруппу из торпедоносцев, бомбардировщиков и истребителей, терять несколько машин из-за сопротивления неприятеля, и буквально нашпиговывать авианосец бомбами и торпедами...

А у нас - прилетел одиночный самолет, сбросил не самые крупные бомбы на авианосец - тот булькнул и затонул, только пузыри пошли. Больше похоже на анекдот или небылицу, чем на описание боевой операции...

Бомбардировщик СБ-2

И тем не менее примерно так все и было. Дело происходило в 1938 году, во время японо-китайской войны. СССР помогал Китаю справиться с японской агрессией, поставляя боевую технику и военных специалистов. Причем те не только помогали китайцам осваивать эту самую боевую технику, но и сами периодически садились за штурвалы и рычаги. Особенно это касалось самолетов - потому что китайцы были теми еще авиаторами...

А вот наши летчики оказались на высоте. К весне 1938 года они разбомбили все японские аэродромы в материковом Китае, и неприятельским истребителям стало негде базироваться. Небо для наших бомбардировщиков стало вполне себе безопасным.

Но ненадолго. Летом того же года вновь начались атаки японских истребителей на наши самолеты. Советские пилоты пребывали в недоумении - где же супостаты базируются-то, все аэродромы же разбомбили?.. Ответ на вопрос был получен, когда наши подбили один японский истребитель. На поверку тот оказался... палубным, то есть предназначенным для базирования на авианосце. Это подтвердил и выпрыгнувший с парашютом японский летчик, сообщив, что он из авиагруппы авианосца "Ямато-Мару".

Что интересно, этот авианосец был не в составе военно-морского флота Японии, а в составе ее сухопутных сил. То есть и был предназначен играть роль "плавучего аэродрома", поддерживая японские войска там, где аэродром обычный нельзя построить, или где его уничтожили.

Вот теперь японцы загнали "Ямато-Мару" в Янцзы, где маскировали столь искусно, что наши и китайские летчики довольно долго не могли его обнаружить. А между тем обнаружение "речного" авианосца было ключом к завоеванию господства в воздухе.

Ближе к осени 1938 года наши самолеты-разведчики пару раз обнаруживали "Ямато-Мару", однако, пока они возвращались на аэродром с докладом да пока оттуда высылали бомбардировщики, японцы, прекрасно зная, что последует за "визитом" разведчика, перегоняли авианосец в другое место и маскировали лучше прежнего, так что нашим бомбардировщикам приходилось возвращаться несолоно хлебавши.

В конце сентября 1938 года корабль был обнаружен еще раз - экипажем бомбардировщика СБ-2, которым командовал Т.Т. Хрюкин (кстати, будущий генерал авиации). Нашему летчику пришлось призадуматься - по идее, надо отправиться за подкреплением, но ведь тогда история повторится - японцы уплывут, и поминай как звали. При этом бомбы СБ-2 вовсе не гарантировали потопления такой крупной цели, как авианосец - но, с другой стороны, они могли его хотя бы повредить, затруднив японцам передислокацию. Продумав все эти варианты, Хрюки решил-таки атаковать.

Штурман Селиванов дал поправку, Хрюкин бросил самолет в атаку, игнорируя зенитный огонь с авианосца (который, в принице, вполне мог уничтожить одиночный самолет) и сбросил обе бомбы...

Результат превзошел все ожидания. Одна из бомб угодила в палубу "Ямато-Мару" возле надстройки, и оттуда тотчас стали подниматься клубы черного дыма. Однако потушить начинавшийся пожар японцы уже не смогли - ибо вторая бомба попала еще более удачно, в борт корабля практически на уровне ватерлинии. На глазах летчиков (которые были весьма удивлены таким исходом своей атаки) "Ямато-Мару" лег на борт и через короткое время затонул...

Тимофей Тимофеевич Хрюкин

На базе Хрюкину не очень-то поверили. И обнаружение-то неуловимого авианосца было бы чрезмерной удачей, а обнаружить и сразу уничтожить - вообще было похоже на фантастику. Или фантазию. Поэтому проверить сообщение Хрюкина с аэродрома вылетели два истребителя.

Их сообщение обескуражило командование еще больше. Разведчики подтвердили, что в указанном месте действительно просматривается в реке перевернувшийся вверх дном затонувший авианосец...

За потопление японского авианесущего корабля Тимофей Тимофеевич Хрюкин и его штурман Иван Павлович Селиванов получили высшую награду страны - звания Героев Советского Союза.

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх