На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Корабль верных

Фото:
Какие тайны хранит Мосегюр — последняя цитадель катаров?

В римские времена эту крепость на скалистой вершине горы именовали Castrum mortis securi, то есть «крепость (замок) на неприступной горе». Местные жители назвали ее Монсегюр. Но в историю Монсегюр вошел не как римский каструм, а как последнее пристанище еретиков-катаров. Место их добровольной гибели на костре инквизиции…

После великого инквизиционного костра 1244 года замок Монсегюр был изрядно разрушен победителями. Однако французский король и новые хозяева, к которым перешел завоеванный Монсегюр, не желали полного уничтожения крепости. Они планировали использовать замок в этом качестве и в дальнейшем. И Монсегюр стал приграничным укреплением с небольшим французским гарнизоном. Расположенный рядом с Испанией, он должен был защищать южную границу Франции. Так что о желании римского папы соскрести катарскую ересь до самой скалы забыли, а частично снесенные стены снова отстроили.

Три замка

Историки и археологи называют современные развалины крепости третьим Монсегюром. Строение периодов Римской империи и раннего Средневековья, то есть Монсегюр первый, местные легенды соотносят с горным храмом Абелио и Белиссены, основанным последователями епископа Присциллиана в IV веке.

Позднее через эти горы одна за другой прокатывались волны различных завоевателей. Одни из них — вестготы — снесли храм и построили на вершине свою крепость. Затем вестготы сдали позиции, и на неприступную вершину вновь вернулись монахи-христиане. Однако к началу XIII века, когда началось строительство катарского замка, ни римской или вестготской крепостей, ни языческого храма, ни католического монастыря — ничего уже не было. Просто старые камни на скале, подняться на которую можно только с юго-западной стороны…

Разрушенный крестоносцами в 1244 году замок катаров считается вторым Монсегюром. От катарского времени в наибольшей сохранности осталось то, что лежало ниже скального уровня — подземелья, пещеры и гроты, которые и сегодня до конца не изучены. Именно там, в подземной части замка, были сделаны важные находки: скелеты защитников крепости и их оружие — клинки и алебарды.

Катарский замок просуществовал совсем недолго. Он был построен в 1204 году, за пять лет до начала Альбигойских войн, то есть до первого крестового похода не против сарацин, а против своих же соотечественников. Местные жители понимали, что отколовшуюся от католической церкви провинцию, где большинство населения всех сословий перешло в веру катаров, в покое не оставят. Знатные сеньоры, владевшие землями в Лангедоке, стали укреплять и перестраивать свои замки. А в Монсегюре катарам представился редкий случай начать строительство практически с нуля.

Рождение и смерть

По планировке крепость напоминает корабль, поэтому ее часто сравнивают с ковчегом Ноя — кораблем праведников. К тому же сама скальная площадка имеет неправильную пятиугольную форму, что находит соответствие в учении катаров, которые придавали пятиугольнику сакральное значение. Хотя последнее, скорее всего, современный домысел: другие замки катаров имеют произвольную форму. Вероятно, их архитектура зависела, прежде всего, от выбранного для строительства места. Почти все катарские замки небольшие и стоят на вершинах, поэтому строители использовали всю имевшуюся у них площадь, и ничего сакрального в этом не было.

Монсегюр тоже небольшой. В ширину он всего 13 метров, по диагонали — 54 метра.

Понятно, что на столь малой территории не может быть большого числа защитников. Дома катаров лепились в замке везде, где можно. Жили в них по двое, так как земли не хватало. Строились даже на крутых склонах. К скальным домикам вели крутые и неогражденные каменные лестницы. Некоторые катары брали разрешение у своего епископа жить не в замке, а «под скалой». Что это за строения, остается лишь догадываться — либо на самом склоне вне замка, либо буквально под замком, в подземелье.

Жители Монсегюра должны были иметь запасы еды и воды. Земледелием они не занимались — слишком каменистые и крутые склоны, так что зерно покупали у соседей на равнине или же получали в дар от единоверцев. А вот с водой было очень плохо. Надо было либо на руках ежедневно поднимать тяжелые сосуды на высоту в пол километра, либо строить в замке резервуары и собирать дождевую воду. Использовали резервуары, поскольку источника внутри замка не было.

Замок был обнесен мощными стенами, имел сторожевую башню и так называемый барбакан — своего рода каменный мешок с узким входом, что-то вроде отечественного захаба, где находилась стража, готовая перебить врага по одному. Вход находился на юго-западе, и к нему вела единственная, хорошо просматриваемая дорога. Остальные склоны практически вертикальные, пройти там могли лишь скалолазы. Захватить такой замок с первого приступа практически невозможно.

В 1244 году, когда Монсегюр был сдан, он пал после длительной осады с применением баллист, кулеврин и прочих военных машин. Почти год Монсегюр защищали 15 рыцарей-фаидитов и 50 сержантов из числа сочувствующих. С конца 1242 года по март 1244 года против них выступало около 10 тысяч солдат королевского войска, девять месяцев они сидели в осаде. И победили защитников крепости не систематические обстрелы, не нападения включенных в это войско горцев и даже не угроза голодной смерти, а полная бессмысленность дальнейшего сопротивления.

За все время войны Монсегюр пытались взять четыре раза. Первую попытку в 1212 году предпринял Ги де Монфор, который думал захватить крепость лобовой атакой. Вторую — в 1213 году — его брат, Симон де Монфор, и тоже неудачно. В 1241 году на Монсегюр пошло войско тулузского графа Раймунда VII. Граф просто осадил замок и никаких попыток штурмовать не предпринимал. У графа были на то причины: он сочувствовал защитникам крепости и начал осаду только из страха перед церковью и королем. Захватило замок войско Юга д’Арсиса, королевского сенешаля Каркассона. Войско было отправлено «уничтожить гнездо еретиков», поскольку молодые и горячие сторонники катаров вырезали всех присланных в соседнее село инквизиторов. После этого участь Монсегюра была решена.

По одной из версий, барбакан Монсегюра был захвачен в результате предательства. По другой — отряд басков взял его хитростью: солдаты прикинулись бежавшими от врагов катарами. С потерей барбакана открывалась реальная угроза цитадели. Защитники уже почти не имели сил. Последний, февральский, штурм они отразили. Но исход был очевиден. Комеидант крепости принял предложение о сдаче.

Великий костер

День 16 марта 1244 года печально известен как «костер Монсегюра». По условиям соглашения аресту подлежали только «совершенные», то есть еретики, которые считали, что мир создал не Бог, а сатана, что Иисус никогда не рождался, не был распят и не воскресал из мертвых, а человек по своей природе имеет двойственную природу: дух его от Бога, а тело — от сатаны. Но за время сидения в осаде в катарскую веру перешли даже те, кто был ранее «правильным христианином». Те, которые не были катарами, но отрицали римскую веру, поступили просто — они убили друг друга, не желая попасть в руки врагов. Катары же и ставшие катарами предпочли смерть на костре отказу от веры. В тот день костер, разложенный в 200 метрах от стен Монсегюра, был огромным — на него взошло более 200 человек. Палачи их не принуждали. Люди приняли свою участь добровольно. Они верили, что мученическая смерть открывает им прямую дорогу на небеса.

Но несколько катаров избежали смерти, пусть и не по своему желанию. Накануне последнего акта монсегюрской драмы четверо отважных спустились на веревках с отвесной стены и унесли с собой… что?

А вот на этот счет существует множество версий. Одни считают, что это была казна катаров, которая хранилась в замке, другие — что это были чтимые катарами реликвии, третьи — что это были некие тайные записи о жизни Иисуса и Марии Магдалины, четвертые — что это были сокровища небесного происхождения, пятые — что это был Святой Грааль. Но что именно было унесено из крепости и где спрятано, точно никто не знает. Реликвии ищут на скале до сих пор. Но находят лишь медные пряжки, бусины, фигурки голубков и рыб, надписи на стенах. Монсегюр по-прежнему хранит свои тайны.

Николай КОТОМКИН

Источник:
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх