1216-1217 годы. Восточная Европа
Чюдь из Медвежьей Головы (1) не только отказалась платить дань Новгороду и Пскову, но и перешла из православия в католичество, надеясь на епископа Риги и рыцарей ордена меченосцев, которые обещали им независимость от Руси.
Это вызвало возмущение в Пскове и Новгороде и большое русское войско, которое вел князь Владимир Псковский (2) вошло в земли чуди и начало опустошать Ливонию.
Весть о походе русских войск принес в Ригу купец из Германии по имени Исфрид, который попал под удар русской конницы и бежал, бросив все свое имущество.
Пока Владимир Псковский опустошал окрестности Медвежьей Головы, отряд новгородцев вступил в земли лэттов (латов или латгалов) Толовы собирать дань. Об этом узнал Бертольд, магистр Венденских рыцарей меченосцев и внезапным набегом захватил в плен этот отряд. Пришлось новгородцам договариваться об освобождении своих пленных.
После ухода князя Владимира из земель чуди (он захватил большую добычу) немцы и чудь Унгавнии вместе серьезно укрепили замок Одемпэ (Медвежью Голову), в котором оставили сильный гарнизон.
А укрепив замок, отряды рыцарей-меченосцев, епископа Риги и чуди из Медвежьей Головы, в разгар праздника Крещения (3), когда в Новгороде шли гуляния и пьянки, ворвались в земли Новгорода и разграбили много сел, после чего успели уйти к себе с добычей раньше, чем новгородцы собрали отряды для отпора.
Более того, немцы Риги подбили литовцев напасть на Новгородские земли. Литовцы устроили набег на земли по реке Шелонь и пожгли несколько деревень. Новгородцы погнались за грабителями, но не настигли их.
Так случилось, что в это время в Новгороде по своим делам был князь Владимир Мстиславич. Новгородцы предложили Владимиру ему вести войско Новгорода на чудь Медвежьей Головы.
В феврале, в дни великого поста у католиков, 1217 года князь Владимир и посадник Новгорода Твердислав с войсками Новгорода и Пскова подошли к Одемпэ.
Тамошняя чудь выслали послов навстречу князю Владимиру посаднику Твердиславу и просила время на сбор дани. Владимир стал лагерем в Ливонии. К русским присоединились жители Прибалтики с острова Эзель, Гариона и Саккалы, которые надеялись с помощью русских изгнать немцев из своих земель. Общая численность союзных войск за счет прибалтов составила около 20.000 человек.
Жители Медвежьей Головы тайно послали за помощью к немцам в Ригу и рыцарям-меченосцам. Узнав об этом, князь Владимир попытался взять Медвежью Городу и начал ее осаду. Большую часть армии разослал грабить и опустошать Унгавнию.
Немцы Риги собрали войско, в которое вошли 3.000 немецких воинов, в том числе и прибывшие из Германии, ливы, лэтты.
Вели эту армию магистр меченосцев Волквин, Бертольд из Вендена и Теодерих, брат епископа. В помощь к ним пришли литовские отряды. Объединенная армия стояла лагерем, поджидая еще отряды, чтобы совместными силами двигаться на помощь Медвежьей Голове. Об этой армии на 17-й день осады Одемпэ, чудь известила князя Владимира. Сообщили также о месте, где стояла объединенная немецко-литовская армия. Таким образом осажденные надеялись испугать осаждавших и заставить их снять осаду. Но эффект неожиданно получился обратным.
Князь Владимир, изображая, что его войско продолжает осаду Медвежьей Головы, тайно вывел свои главные силы из лагеря, и быстрым переходом неожиданно обрушился на лагерь немецко-литовских войск. Спасая свои жизни, немцы, чудь и литовцы бежали к Медвежьей Голове. Русские преследовали их.
Во время погони были убиты три немецких комтура: Константин, Бертольд из Вендена, Илия. Погибло много рядовых воинов из чуди. Вражеский обоз попал в руки победителей.
В руки новгородцев и псковичей попали более 700 коней союзников. Остатки союзных войск, используя малочисленность блокирующих крепость отрядов, прорвались к осажденной крепости и укрылись за стенами Медвежьей Головы, в которой почти сразу же начался голод, так как местные припасы не было рассчитаны на столь многочисленное войско (возможно осаждавшие умышленно пропустили беглецов в крепость). На третий день магистр Волквини и Теодерих начали переговоры о мире.
Около 1 марта мир был заключен на условии, что все германцы покинут Медвежью Голову и уйдут в Ригу. Чудь Медвежьей Головы выплатит дань и вновь вернется в подданнство Новгорода.
Гарантом мира стал Теодерих, брат епископа Риги, и зять князя Владимира Мстиславича, который был отправлен победителями в Новгород.
Германцы (пилигримы из Германии, рыцари-меченосцы, воины епископа Риги), а также их воины из лэттов и ливов покинули Медвежью Голову и ушли в Ригу, а князь Владимир с большой добычей (что намного превышала дань, которую должны были выплатить жители Унгавнии) вернулся в Новгород.
Таким образом, видим, что надежды прибалтов на суверенитет и в то время были достаточно призрачными, потому что реальными политическими игроками и бонусодержателями были русские и немцы, правители которых состояли между собой даже в родстве. Очень напоминает ситуацию, когда новгородцы пополам с норвежцами взимали дань с некоторых северных народов. Пополам не в смысле меньше по количеству, а в смысле вдвойне, новгородцы - себе, норвежцы – себе.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Источники: Татищев, т.3; ПСРЛ, т. 1, 4, 10, 25, 42, 43; Генрих Латвийский
1. немцы называли город Одемпэ; а всю эту область - Унгавния
2. Согласно ПСРЛ, т.1 (Лаврентьевская летопись), т. 25 (Московский летописный свод конца XV века), осенью 1216 года войска вел Всеволод Мстиславич. Однако немецкие источники руководителем русских войск называют князя Владимира.
3. 6 января 1217 года
Свежие комментарии