Ричард Кейтон Вудвил-младший. Битва при Маджубе. Иллюстрированные «Лондонские новости» 14 мая 1881 г.
Если рекрут в восточные заслан края —
Он глуп, как дитя, он пьян, как свинья,
Он ждет, что застрелят его из ружья, —
Но становится годен солдатом служить.
Солдатом, солдатом, солдатом служить,
Солдатом, солдатом, солдатом служить.
Солдатом, солдатом, солдатом служить,
Служить — Королеве!
«Британские рекруты». Перевёл Е. Витковский
Он глуп, как дитя, он пьян, как свинья,
Он ждет, что застрелят его из ружья, —
Но становится годен солдатом служить.
Солдатом, солдатом, солдатом служить,
Солдатом, солдатом, солдатом служить.
Солдатом, солдатом, солдатом служить,
Служить — Королеве!
«Британские рекруты». Перевёл Е. Витковский
Неизвестные войны. В предыдущем материале мы остановились на том, что в 1871 году на юге Африки нашли алмазы. Ну а дальше произошло то, чего и следовало ожидать: в 1877 году Великобритания аннексировала Южно-Африканскую республику. В ответ президент Трансвааля Томас Бюргерс выразил по поводу этой акции протест, но одновременно призвал население от противоправных действий воздерживаться. То есть можно сказать, что президент против присоединения республики к британским владениям особо и не возражал. Вот только английские власти повели себя после этого так, что попросту буров разозлили. Дело в том, что они попытались взыскать с них недоимки по сборам налогов за все годы, предшествовавшие этой аннексии. А поскольку задолженность эта была очень велика, то, естественно, никому этот произвол не понравился. Гибче надо было вести политику, гибче. Но опыт приходит не сразу, и случается, платить за него приходится кровью. Начались стычки с полицией из-за попыток взыскивать эти налоги.
И буры быстро на это ответили. 8 декабря 1880 г. в небольшом селении Паардекраале, между Преторией и Почефструмом, собрались делегаты из разных районов страны и после пяти дней споров решили опять провозгласить Южно-Африканскую Республику и бороться против английского господства с оружием в руках. Было избрано и временное правительство во главе с П. Крюгером, П. Жубером и М. Преториусом. И вот в городе Хейдельберхе в «День Дингаана», то есть 16 декабря 1880 года, она была провозглашена и поднят её флаг.
«Боевая тактика буров». Иллюстрированные «Лондонские новости» 5 февраля 1881 г.
Но первое нападение на англичан произошло ещё раньше, а именно 14 декабря. Тогда две роты британской пехоты шли по просёлочной дороге с оркестром, который, как в «старые добрые времена», играл «Поцелуй меня, мама!» И тут навстречу солдатам королевы вышли бурские парламентёры и предложили командиру отряда сложить оружие и… сдаться, в то время как залёгшие вокруг дороги буры взяли отряд на прицел. Англичане сдаваться отказались и попросту были расстреляны. Из более чем 200 человек в итоге лишь 20 взяли в плен целыми и невредимыми, а 86 английских солдат и офицеров были убиты, и 83 получили ранения. Что касается буров, то у них убит был всего... один человек.
И в дальнейшем военные действия шли примерно с таким же успехом в пользу буров. Да и неудивительно. Весь бурский народ Трансвааля буквально как один человек поднялся против англичан. Все буры мужчины умели метко стрелять, прекрасно ездили верхом, хорошо знали местность – так что все преимущества были на их стороне.
Старые капсюльные винтовки Вестлей Ричардса также использовались бурами… Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be
А вот британские войска в Трансваале к войне, тем более такой войне, были совершенно не готовы. Это были рекруты из молодых фабричных рабочих, попавшие в Африку прямо из Англии и попросту не успевшие набраться хоть какого-то военного опыта. Важным фактом стало и то обстоятельство, что буры носили самосшитую одежду из натуральных тканей, которая была незаметной на фоне африканского пейзажа; тогда как британская армия по-прежнему использовала свою традиционную униформу ярко-красного цвета. Вдобавок в это же самое время пришлось подавлять ещё и восстание племени басуто, и именно против них были направлены самые опытные и обстрелянные части.
Затворная коробка винтовки Вестлей Ричардса модели 1868 г. Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be
Что касается вооружения, то большинство буров были вооружены однозарядными винтовками .450 Вестлей Ричардса, позволяющими точно поражать цели на расстоянии до 600 ярдов.
Патрон Вестлей Ричардса .450 № 1
Винтовка Вестлей Ричардса модели 1871 г. Калибр: 11,43-мм. Общая длина: 133,5 см. Вес: 3,99 кг. Число нарезов: 9 правоспиральных. Эффективная дальность: 500 м. Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be
Дж. Леманн в своей книге «Первая англо-бурская война» (1972 г.) пишет:
«Использование заряжающихся с казенной части винтовок «Вестлей Ричардс» сделало для британцев любое столкновение с бурами чрезвычайно опасным делом. Использовались также винтовки «Мартини-Генри» и «Снайдер-Энфилд». Лишь немногие имели магазины, например, «Винчестер» или швейцарский «Веттерли». Как охотники, буры научились метко стрелять из укрытия, из положения лежа, зная, что если они промахнутся, то за время, необходимое для перезарядки, дичи уже не будет. На общественных собраниях они часто устраивали соревнования по стрельбе по мишеням, например, по куриным яйцам, установленным на столбах на расстоянии более 100 ярдов. Бурские коммандос были опытной легкой кавалерией, способной использовать любое укрытие, из которого они могли вести точный и губительный огонь по британцам.»
Бур на коне. В руке английская винтовка «Мартини-Генри». Иллюстрация из журнала «Нива» 1899 г.
Униформа британской пехоты в то время состояла из красных курток, тёмно-синих брюк с красными лампасами, белых пробковых шлемов и снаряжения из белёной кожи, что резко контрастировало с африканским жёлто-бурым пейзажем. Горцы носили килт и форму цвета хаки (они как раз участвовали в этой форме во Второй афганской войне). Стандартным оружием пехоты была однозарядная винтовка «Мартини-Генри» с длинным штыком-шпагой. Артиллеристы Королевской артиллерии носили синие куртки. Бурские стрелки могли с лёгкостью стрелять по британским солдатам издалека. У буров не было штыков, что ставило их в невыгодное положение в ближнем бою, но они старательно его избегали.
Сражение у Роркс-Дрифт. Картина Элизабет Томпсон (1846–1933), 1880 г. Королевская коллекция, Букингемский дворец, Лондон
Опираясь на многолетний опыт ведения приграничных стычек с многочисленными коренными африканскими племенами, они больше полагались на мобильность, скрытность, меткость и инициативу, в то время как британцы старательно культивировали традиционные военные ценности. Среднестатистический британский солдат не был обучен меткой стрельбе и мало практиковался в стрельбе вообще. Стрелковая подготовка британских солдат проводилась в основном подразделениями, стрелявшими залпами по команде.
В результате буры блокировали английские гарнизоны сразу нескольких городов, включая и Преторию, где большую часть её четырёхтысячного населения также составляли британские подданные.
«Floreat Etona!» (лат.) («Пусть процветает Итон!» – клич студентов Итона). На картине изображён лейтенант Роберт Элвес из гренадерской гвардии, который был убит в битве за Лаингс-Нек 28 января 1881 года. Британская армия пыталась прорваться через проход в Драконовых горах, когда Элвес верхом на коне присоединился к безнадёжной атаке вверх на холм где, находились позиции буров. Он успел подбодрить другого выходца из Итона Монка, адъютанта 58-го пешего полка, криком: «Пойдём, Монк! Флориат Итона! Мы должны быть в первых рядах!», — непосредственно перед тем, как его застрелили. Элвес был одним из 83 убитых в этом бою. Монку повезло, и он остался жив. Картина Элизабет Томпсон, 1882 г. Частная коллекция
Осада бурами британских гарнизонов привела к сражению 28 января 1881 года, когда британские войска попытались прорвать позиции буров у Лаингс-Нек. Однако, потеряв 83 человека убитыми (буры составляли лишь 14 убитых), англичане вынуждены были отступить. То есть потерпели поражение! Мало того, буры после этого ещё и вторглись в Наталь. Райдер Хаггард, известный английский писатель и автор множества приключенческих романов, в это время живший в этой колонии на ферме, впоследствии вспоминал об этом так:
«Мы были окружены противником и ежечасно ожидали его нападения. Ночь за ночью мы спали, иногда не раздеваясь, поставив заряженные винтовки под кроватью и револьверы под подушку; на конюшне всегда стояло шесть осёдланных лошадей.»
Против буров были отправлены войска из Наталя под командованием генерала Колли. Сражение произошло 27 февраля 1881 г. на холме Маджуба, где укрепившихся англичан сразу с нескольких сторон атаковали бурские коммандо. В итоге 80 англичан, включая и самого Колли, было убито, 160 ранено, 60 попали в плен. Потери буров и на этот раз были ничтожно малы: всего один человек убитый и шестеро ранено. А всего к этому времени англичане потеряли уже 900 человек.
Райдер Хаггард после этого сражения написал своей жене следующее:
«Нам сообщили, что войска, стоящие лагерем у Нэка, охвачены паникой из-за целого ряда поражений, и в последнем бою, стоившему жизни бедному сэру Джорджу Колли, офицеры с величайшим трудом удерживали солдат от бегства.»
Смерть генерала Колли. Иллюстрированные «Лондонские новости» 14 мая 1881 г.
А надо сказать, что и в самой Англии отношение к войне в Южной Африке к этому времени было крайне негативным. Сначала уничтожение британского отряда какими-то дикарями в памятном сражении у Изандлваны 22 января 1879 года. А теперь ещё и новый разгром у Маджубы. Между тем как правительство Гладстона обещало британским гражданам, что войн в Южной Африке больше не будет. А свои предвыборные обещания нужно выполнять, потому что в Англии избиратели имели обыкновение помнить обещанное…
Так что поражение при Маджубе сыграло роль «той самой соломинки, которая сломала спину верблюду», и стало причиной того, что правительство Гладстона было вынуждено начать переговоры с бурами. Уже 23 марта 1881 г. между обеими сторонами было подписано перемирие, вслед за которым 3 августа состоялось подписание очень серьёзного документа, получившего название: «Преторийская конвенция». В соответствии с ней во всех внутренних делах Британия признавала полную независимость Трансвааля, ну и, естественно, должна была отказаться от всех финансовых претензий к его населению. Правда, буры признавали сюзеренитет Великобритании, но он касался лишь вопросов внешней политики и других сторон жизни не затрагивал. В республику назначался также английский резидент, однако все его функции сводились к наблюдению за положением коренного африканского населения.
Западная боковая панель постамента статуи П. Крюгера на Церковной площади в Претории. Подписание перемирия 23 марта 1881 года в коттедже Ричарда Чарльза О'Нила (1826–1907), местного жителя ирландского происхождения
Интересно, что, хотя в конвенции страна буров называлась Трансваалем, уже 9 августа бурское правительство объявило своё государство… Южно-Африканской Республикой. П. Крюгер стал президентом, генерал П. Жубер – главнокомандующим.
Правительство новой республики…
В феврале 1884 г. Крюгер совершил путешествие в Лондон, где в ходе переговоров добился подписания новой конвенции, которая заменила прежнюю Преторийскую. В новой Лондонской конвенции прямого указания на британский сюзеренитет уже не было. Но тем не менее независимость республики некоторыми статьями всё же несколько ограничивалась.
Казалось бы, после первой пролитой крови обстановка нормализовалась к всеобщему удовлетворению: британские граждане увидели, что правительство о них печётся и выполняет свои предвыборные обещания, буры обрадовались, что англичане в карман к ним больше не лезут и они могут жить дальше именно так, как им того хочется. Но тут в феврале 1886 года в землях Южной Африки нашли ещё и золото. И хотя оно целиком и полностью оседало в карманах частных лиц, его находка полностью изменила отношение британцев к этой отдалённой части света. Теперь из богом забытого угла она превратилась в землю вожделенную, где можно было быстро заработать большие деньги. И в Африку, как до этого в Индию, устремился поток переселенцев-англичан. Мужчины ехали туда в поисках лёгкого заработка. Женщины – найти себе обеспеченных мужей, или уж по крайней мере устроиться в услужение в обеспеченные семьи. Всё это резко увеличило численность сугубо британского населения на Юге Африки. Вновь начались разговоры о правах англичан на территориях бурской юрисдикции, только теперь равных с бурами прав многие англичане стали требовать по «праву рождения». Возник настоящий «гордиев узел» неразрешимых противоречий, «развязать» который могла только новая война!
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии