Взрыв на "Новороссийске" произошёл в ночь на 29 октября. Он был огромной силы.
Корабль получил огромную пробоину в днище - 27 на 8 метров. А ещё взрыв насквозь пробил восемь палуб, а ведь три из них были бронированные. Даже верхняя палуба была искорежена."Погибая, они пели «Варяга»"
На "Новороссийске" сразу объявили боевую тревогу, с соседних кораблей стали прибывать аварийные партии и группы медиков. Линкор пытались взять на буксир, чтобы предотвратить крен, но это не удавалось. Спустя время крен составлял уже 17 градусов. В итоге буксиры вынуждены были рубить канаты, чтобы не последовать на дно за огромным линкором. "Новороссийск" опрокинулся очень быстро, буквально погребая под собой людей. Немногих выплывших подобрали спасательные шлюпки.
Линкор пытались взять на буксир, чтобы предотвратить крен, но это не удавалось. Фото: скрин с Twitter/@dav2307
Вот как описывал события участник спасательных работ - водолаз Иван Петрович Прохоров:
"Под водой картина была страшная... Мне по ночам потом долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли... Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, - стук в воде хорошо слышен: «Спасайте быстрее, задыхаемся.
..» Я им тоже отстукал: «Крепитесь, все будут спасены». И тут началось такое! Во всех отсеках начали стучать, чтобы наверху знали, что люди, оказавшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам - поют «Варяга»!" (по материалам газеты "Известия")."Юлий Цезарь" на службе у СССР
При рождении корабль получил гордое имя "Джулио Чезаре", то есть "Юлий Цезарь" с итальянского.
Его заложили в 1910 году на верфи в Генуе. А на воду спустили на следующий год. Однако линкору не удалось повоевать в Первую мировую. В 30-е годы корабль был переоснащён. Заменили и механизмы, и пушки - на более современные для того времени. После Второй мировой итальянцы передали линкор СССР в счёт репараций.
Сразу после гибели корабля вопросом расследования стала заниматься специальная правительственная комиссия.
Но её выводы были довольно расплывчатыми и не проливали свет на эту историю: мол, линкор подорвался на немецкой мине, но вариант диверсии тоже не исключался. Примечательно, что все материалы комиссии по возвращении её в Москву были засекречены, часть протоколов - уничтожена.
Сила взрыва была огромной. Ни у одной мины такого заряда не было
Кстати, было мнение, что вариант с диверсией категорически не устраивал КГБ, ведь тогда получалось, что спецслужба допустила агентов иностранной державы на секретную базу флота. Вопросов было много. Ну спустя короткое время скоропостижно умер председатель комиссии. И… вместе с ним, возможно, была похоронена та информация, которой он владел.
Версия о том, что линкор подорвался на мине, немного несостоятельна. Во-первых, потому что к тому времени снаряды хоть и оставались на дне Черного моря, но давно уже не срабатывали: аккумуляторы, вызывавшие электродетонацию, разрядились. Мины даже не реагировали на магнитные импульсы тралов.
Стали появляться и конспирологические версии, мол, итальянцы специально подорвали свой "Чезаре", чтобы он не достался русским. Фото: скрин с Twitter/@HistoryFoto
А ещё примечательно то, что взрыв был огромной силы - эксперты говорили о мощности в 5 тонн тротила. Немецкая же донная мина RMH имела заряд гексанита массой 907,18 кг. В тротиловом эквиваленте это около 1250 кг.
Тогда же стали появляться и конспирологические версии, мол, итальянцы специально подорвали свой "Чезаре", чтобы он не достался русским. Несмотря на якобы свидетельства, все доказательства были всё же косвенными. И напоминали беллетристику. С того момента прошло уже более шестидесяти лет, но гибель линкора до сих пор окутана тайнами.
И вот ещё что. За 40 лет до взрыва флагманского линкора советского флота на том же самом севастопольском рейде и при таких же почти что таинственных обстоятельствах погиб дредноут "Императрица Мария".
"Вокруг чувствуется трагедия"
Кстати, летом этого года путешественник Фёдор Конюхов совершил погружение на месте гибели линкора "Новороссийск" в Севастопольской бухте.
Глубина на месте водолазных работ составила 16-17 метров. Вместе с путешественником погружение совершили ещё несколько водолазов - сотрудников Нахимовского училища и МЧС. Погружение продлилось около получаса.
Конюхов рассказал, что у него возникла идея установить на дне в месте гибели линкора двухметровый православный крест: "Если нельзя будет поставить, то мы его просто положим - этим мы напомним людям о трагедии".
Конюхов пообещал лично принять участие в установке креста и отслужить панихиду по погибшим морякам. Фото: Andrei Ladygin/Globallookpress
Конюхов рассказал, что крест может быть установлен уже в этом году.
"На этом месте погиб линкор «Новороссийск», - цитирует его РИА Новости. - Я, как священник, перекрестил это место. Мы посмотрели, как и где он лежал".
Путешественник отметил, что во время погружения "вокруг чувствуется трагедия".
"17 метров уже достаточная глубина для лёгкого водолаза, но видимость неплохая. Температура +10, голова мёрзла", - делился впечатлениями Конюхов. Он также пообещал лично принять участие в установке креста и отслужить панихиду по погибшим морякам.
Корабль подняли в мае 1957 года, перетащили в Казачью бухту, где он был разрезан на металл. Следы катастрофы на морском дне видны до сих пор.
Свежие комментарии