Подрыв советского линкора «Новороссийск» 29 октября 1955 г. на базе ВМФ СССР в Севастополе был осуществлен итальянскими диверсантами при странном попустительстве со стороны советских профильных органов. Об этой диверсии предупредил Москву Эрменеджильдо Гасперони (1906-94), основатель и глава (в 1941-1991 гг.
) компартии Сан-Марино – уникального миниатюрного государства площадью всего лишь 62 кв. км – «внутри» северной Италии. Он же выразил руководству СССР, мягко говоря, недоумение в кулуарах XX съезда КПСС (1956 г.) ввиду нереагирования в СССР на ранее поступавшую информацию о предстоящей диверсии против «Новороссийска». Понятное дело, вразумительного ответа Э. Гасперони (1) в Москве не получил...Напомним, базировавшийся в Севастополе линкор «Новороссийск» – это итальянский «Юрий Цезарь», переданный советскому ВМФ в 1947 году в счёт итальянских репараций СССР в откровенно небоеспособном состоянии, требуя серьёзных ремонтно-модернизационных работ. Как следует из архивных документов, советское военно-политическое руководство планировало подготовить 320-миллиметровый главный калибр «Новороссийска» для стрельбы снарядами в ядерном снаряжении…
В. Боргезе, 1949 г.
Э. Гасперони утверждал, что взрыв линкора совершило подводное спецподразделение ВМФ Италии и НАТО «Децима-МАС» под командованием сподвижника Муссолини князя В. Боргезе (1906-74), капитана 2-го ранга. Прозванного в Италии «Чёрный рыцарь». В итальянском порту Римини, что в 20 км от Сан-Марино, и где приписан сан-маринский торговый флот, это подразделение ненадолго пришвартовалось. Некоторые из его команды проговаривались, что идут через Босфор в Севастополь чтобы «отомстить» за потерю итальянского линкора. Сан-маринские коммунисты оперативно сообщили добытую в Римини информацию в Москву о предстоящей диверсии. Но почему-то превентивных мер советская сторона не предприняла...
Вскоре после гибели «Новороссийска» и позже была также аналогичная информация компетентных советских и итальянских источников. В этой связи, обращает на себя внимание, что за 3-5 дней до диверсии почти все итальянские грузовые суда, что были на рейдах в портах Украинской ССР и Новороссийска, не дожидаясь полной погрузки или выгрузки, под разными предлогами ушли в Италию.
...Бывший командир Xa Flottiglia MAS (10-й флотилии штурмовых средств) Италии князь Валерио Боргезе поклялся отомстить за убийство Бенито Муссолини и потерю «Юлия Цезаря». Как отмечал Боргезе, «Советы после Сталина расслабились, вход в порт молов не имел, боновое заграждение затворялось только на ночь, да и оно не было преградой».
И вот в ночь на 21 октября 1955 года из итальянского порта на севере Адриатике вышел вроде бы обычный грузовой пароход, взяв курс через Босфор на Херсон под погрузку пшеницы. В сопровождении трех глубоководных субмарин «Децима-МАС» Курс и скорость рассчитали так, чтобы пройти в 15-ти милях траверс маяка Херсонес в полночь 26 октября. Придя в заданную точку, пароход выпустил из специального люка в днище сверхсовременную в те годы мини-субмарину «Пиколло»: она скрытно прошла в район севастопольской бухты Омега (Круглая), где её экипаж смог даже устроить тайную временную базу. Затем итальянцы на мини-гидробуксирах сомкнулись с днищем «Новороссийска». С заходом солнца минирование цели закончили, вернулись на «Пиколло». Потом вышли в открытое море, двое суток ждали «своё» судно. В которое эта мини-субмарина вошли через тот же люк. Затем – проход в Италию через Босфор всех участвующих в той операции.
Ещё в 1992 году тогдашний главком ВМС Италии адмирал Гуидо Вентурони ответил на вопрос о причастности Италии к гибели "Новороссийска" весьма витиевато: «С журналистской точки зрения это было бы интересно, если бы это было правдой. Но с высоты своего положения я должен сказать, что это неправда. Этого не могло быть, и данный несчастный случай произошел не по вине итальянских пловцов... Но я не исключаю, что это дело наших спецслужб». А вот информация портала «Российский союз ветеранов» (2023 г.): «29 октября – День Памяти гибели линкора «Новороссийск». В 01.31. под корпусом корабля с правого борта в носу произошёл мощнейший взрыв (пробоина более 150 кв. м.). Создался крен на правый борт, а после неудачной (выделено авт.) буксировки – крен на левый борт. К 22.00 часам 29 октября корабль полностью исчез под водой. Только к 1 ноября замурованные и обречённые на смерть моряки перестали подавать сигналы.
По предварительным данным, погибло от 600-800 человек.
Вечная память погибшим!!!».
Но как же объяснить попустительство профильных советских органов не только организации, но и совершению столь масштабной диверсии?..
Алексей Балиев
P.S. Согласно официальной флотской версии, «можно предположить, что "Новороссийск" подорвался на минах типа LMB (масса заряда 670 кг) или RMH (1000 кг) с взрывателем М-1. По мощности взрыва, составу приборной части и схеме взаимодействия отдельных элементов эти мины приблизительно одинаковы. Однако опыт ведения противоминных действий показывает, что практически все авиационные парашютные мины типа LMB легко обнаруживались после постановки (по данным постов противоминного наблюдения), так как находились в 1-15 м от своего парашюта. Мины такого типа, обнаруженные в Севастополе, имели комбинированные магнитно-акустические взрыватели, поэтому полностью исключить возможность подрыва линкора «Новороссийск» на мине LMB нельзя…
Ретроспективный анализ, проведенный в Экспертном совете ВМФ, полностью подтвердил обоснованность выводов Правительственной комиссии о гибели линкора "Новороссийск" от взрыва донной мины времен Великой Отечественной войны. На это указывают характер повреждений корабля, подтвержденные факты обнаружения мин в районе катастрофы после гибели линкора, конструктивные особенности минного оружия того времени, способного длительно сохранять свои боевые свойства.
Все версии гибели линкора "Новороссийск" из-за диверсии с внешним или внутренним взрывом признаны несостоятельными и не имеющими никакой доказательной базы» (2).
Примечания
(1) Отстаивал независимость страны, участвовал (1937-38) в испанских интербригадах. В его период компартия Сан-Марино возглавляла правительство в 1954-57, 1978-1982 гг. и позже. В 1978-80-м гг. Гасперони был капитаном-регентом (президентом) Сан-Марино. Выступал на XIX (1952 г.) и последующих съездах КПСС в поддержку советского руководства. В то же время в ряде личных встречах, начиная с 1956 г., осуждал идеологические «виражи» хрущёвского руководства. На международных совещаниях компартий 1960, 1969 и 1980-го гг. в Москве критиковал огульные кампании очернительства, особенно в отношении Сталина и Тито. В 1981-м, в связи с 75-летием, был удостоен ордена Дружбы народов (награду вручили в Москве).
(2) Васильев А. Тайны причины подрыва линкора "Новороссийск" больше нет // Судостроение. 2016. № 1; Конеев А. и др. Линкор "Новороссийск": мифы и реальность // Морской сборник. 2015. № 11.
Свежие комментарии