На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Блистательная, но полузабытая победа русского оружия

Блистательная, но полузабытая победа русского оружия

Фото: bissig / Shutterstock.com

Эрзерумско-Трапезундская операция русской армии показала мощь русского оружия. И сильно напрягла союзников

Почти незаметно проскочила в общественном сознании одна из самых светлых годовщин всего тёмного предреволюционного периода в России. Ровно за год до февральского обрушения 1917 года на Кавказском фронте русская армия одержала одну из самых блестящих своих побед не только в ходе Великой войны, но и во всей своей истории.

Речь идёт об Эрзерумской и плавно исходящей из неё Трапезундской операции, когда русские войска под предводительством генерала Юденича в буквальном смысле слова разметали турецкие силы в Закавказье и за малым не вывели Турцию из войн, открыв себе дорогу в её сердце. Для турецкой же армии это было сильнейшее в её истории поражение, сродни разгрому при Ларге и Кагуле или потере Очакова или Измаила во времена Екатерининских войн. И если бы не предательство элиты в марте 1917 года, то весь южный берег Чёрного моря сегодня мог бы быть российским…

Горькое лето 1915 - без обещанной помощи от союзников

Начало 1916 года - очень трудное время для Российской империи и её армии. "Снарядный голод" и полный недостаток вооружения из-за прекращения союзниками уже оплаченных его поставок привели к ряду жестоких поражений в 1915 году, вызвавших большое, очень горько воспринятое в обществе отступление.

Правда, справедливости ради надо сказать, что в сравнении с 1941 годом территориальные потери были не столь велики: армия отступила примерно до линии Рига - Барановичи - Дубно - Тарнополь. Дальше немцы выдохлись, потеряв около 450 тысяч человек. Вместе с австро-венгерскими войсками это составило более 1 млн человек. Примерно столько же потеряли и русские.

На Кавказе тоже пришлось податься назад.

Словом, страна нуждалась в большой победе. И победа пришла. Вопреки воле союзников.

Дело в том, что кампанию 1916 года русское командование предложило посвятить выбиванию из войны южных соседей Германии - Турции, Болгарии, Австро-Венгрии. Конфигурация войск союзников это позволяла: на западе англо-французы продолжали взаимное перемалывание живой силы и техники с немцами, ведя тяжёлые позиционные бои; англо-французский же экспедиционный корпус бился в Салониках, откуда угрожал Болгарии и Австро-Венгрии, русские же брали на себя удар по Австро-Венгрии и Турции.

Это был реалистичный план, что и показали затем блистательные русские победы. Знаменитый Брусиловский прорыв практически сложил австро-венгерский фронт как карточный домик. Если бы союзники повели себя поактивнее, не дав перебросить против Брусилова 34 дивизии, то есть 400 тыс. человек - в том числе и с Салоникского фронта! - то, не исключено, что вместо революции в 1917 году Россия участвовала бы в торжествах по случаю Победы.

И если бы не отказ союзников, предпочитавших, чтобы русские своими жертвами оттягивали германцев от их позиций во Франции, то эта победа была бы высоко вероятной.

О такой возможности говорит и операция, начавшаяся в феврале и завершившаяся в апреле 1916 года в Турции.

Февраль, метель, русские призраки на турецких позициях

Всё начало зимы Юденич готовил войска к штурму неприступных, по всеобщему мнению, позиций турок вокруг Эрзерума. Этот город запирал Пассинскую долину и путь в долину Евфрата. Здесь сходились важные пути на все четыре стороны света, и именно потому он имел ключевое значение для связности всего турецкого фронта на Кавказе. Это понимали турки, это понимали и союзные им немцы; так что к началу войны Эрзерум представлял собою мощнейший укрепрайон, окружённый к тому же труднопроходимыми горами, где тоже были возведены форты и другие фортификационные сооружения. Узкие проходы в горах защищали крепости и хорошо укреплённые населённые пункты.

Словом, по всем военным понятиям - неприступно. С тогдашним уровнем вооружений - абсолютно. Тем более, что защищались эти укрепления целой армией - 3-й - силою в 134 тысячи человек. На этих позициях удержать пусть даже и превосходившую их по численности русскую армию можно было даже без особого напряжения сил. Вернее, не так - любую другую армию, кроме русской.

Что и доказали бойцы генерала Юденича.

Уже 7 января части 2-го Туркестанского корпуса захватили передовую линию вражеских окопов в районе гор Гай-дага. Контратаки турок были отбиты с большими для тех потерями - оказалось, что и в горах русские воюют умело. Через неделю русские корпуса зашли в тыл турецких позиций, открыв себе дорогу к Эрзеруму.

Но далее предстояло пробиться через две линии фортов, прикрывавших город. Поэтому образовалась оперативная пауза, которую Николай Юденич по примеру Суворова использовал для обучения своих войск на природных "макетах" - таких же горах, на которых и отрабатывали тактику штурма.

Русский генерал от инфантерии, командущий Кавказской армией генерал Николай Юденич. Фото из журнала "Искра". Фотохроника ТАСС

Наконец, 11 февраля, ночью, в метель, при 30-градусном морозе русские пошли на штурм, карабкаясь по обледенелым скалам. Турки не ожидали не только штурма, они не ожидали, что в такую погоду можно вообще передвигаться по горам. Потому очень важную роль сыграл фактор неожиданности: русские бойцы надвигались на противника сразу из снежных метельных вихрей, отчего турки не успевали начать оказывать серьёзное сопротивление. Несмотря на личную, поистине янычарскую, храбрость отдельных подразделений - например, в форте Делан-гез - русским удалось захватить турецкие позиции.

Вот как, например, описывает эпизод борьбы 153-го Бакинского полка под командованием полковника Даниель-бека Пирумова автор книги "Последняя война Российской империи" Сергей Цветков:

"Пытаясь отбить потерянное укрепление, турки на следующий день предприняли восемь бешеных контратак. Пять из них были отбиты ружейно-пулеметным огнем, шестую и седьмую пришлось отражать штыками и гранатами, причем в рукопашной участвовали даже раненые бойцы. На исходе дня из 1400 солдат и офицеров героического Бакинского полка в строю оставалось лишь 300, по большей части легкораненые. Восьмая атака грозила стать последней для защитников крепости, но, к счастью, неизвестный герой сумел в сумерках доставить на ослах боеприпасы, которые позволили отряду Пирумова продержаться до прихода подкреплений".

Главный итог - слом духа врага. И, к сожалению, союзников…

Дальше было проще: русские вошли в Эрзерумскую долину, смяв центр и правый фланг турок, после чего те оставили Эрзерум без боя.

Несмотря на то, что начальником штаба 3-й их армии был немец, с соответствующим приданным ему штабным аппаратом, разгром был безусловным подавляющим. Армия потеряла более половины своего состава - 66 тыс. человек, в том числе 13 тыс. пленными. Потери русских были меньше на порядок - 8500 убитых и раненых.

Но захват города и даже тяжелейшие потери противника не было главным итогом битвы. Её главным итогом стал слом морального духа турок. По сути, ворота в восточную Турцию были открыты, и защищать их в первые дни было некому. И если бы не страх и бессилие союзников, а именно англичан в Месопотамии, которых турки били едва ли не влёт, и не необходимость отряжать значительные силы на месопотамское направление, армия Юденича могла продвинуться, пожалуй, и до Сиваса. А там - два шага до Анкары.

Эта задача была выполнима, до сих пор считают военные эксперты, несмотря на то, что русские же генералы тогда от неё отказались. Потому что в ходе составной части Эрзерумской - Трапезундской операции был взят совместными усилиями армии и Черноморского флота порт Трапезунд (ныне Трабзон). Это в разы повысило логистические возможности российских войск.

Но, к сожалению, промедление в пользу союзников сыграло свою стратегическую роль. Благодаря эвакуации англичан и французов из Галлиполи в Дарданеллах, окончившейся, когда русские уже наступали, 9 января, у турок высвободились там силы. И оно срочно начало переправлять свой 5-й корпус на Кавказский фронт. Переброска шла через Трапезунд, потому русское командование и обратило силы на овладение этим пунктом. Во второй половине апреля он пал, а вскоре весь регион превратился уже в укрепрайон русских. И к концу апреля - началу мая можно было констатировать полный успех русского наступления: эти земли уже не доставались туркам ни при каких военных обстоятельствах. Что, как сообщается, признали и союзники, подтвердив в секретном соглашении, что эти турецкие области отойдут после войны Российской империи.

Не это ли - да новое позорное поражение англичан от турок под Кут-Эль-Амарой - и решило в головах союзных политиков судьбу России? Если она так громит тех, кто так громит их - не лучше ли загодя, пока не дошло до делёжки плодов победы, выстрелить в голову такому союзнику?

И в Петрограде усиленно заработала английская агентура…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх