На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Источник информации – псалтирь!

Источником информации для историка являются самые разные «вещи». Это артефакты, дошедшие до нас из глубины веков и сохранившиеся в частных коллекциях и музейных собраниях, находки археологов, добытые ими в пыли и грязи раскопок, это и древние рукописи – рваные папирусы из Египта, шелковые свитки из Китая, пергаментные манускрипты Европы. И они очень о многом рассказывают, хотя и не всегда. К сожалению, в школьных учебниках по истории историографической стороне дела внимание не уделяется совсем. То есть что взято и откуда в подписях под фотографиями и рисунками не указывается. А это неправильно, впрочем, учебники истории для школы – это разговор особый. А нас сегодня интересуют «картинки» из средневековых иллюминированных, то есть иллюстрированных книг. И расскажем мы только об одной такой книге, причем книге вроде бы не очень интересной – псалтыри, то есть книге религиозного содержания.


Источник информации – псалтирь!

Хлудовская псалтырь (IX век). На миниатюрах (XIII в. отметим, что в это время миниатюры псалтыри были полностью переписаны) слева изображён царь Давид, играющий на псалтерии, справа — он же, побеждающий врагов и диких животных. Хранится в собрании рукописных документов Государственного Исторического Музея в Москве, № 129д.

«Псалтырь Латрелла» хранится в Британской библиотеке, где находятся многие знаменитые иллюминированные средневековые манускрипты. Все, кто ее видел, говорят, что, книга эта не просто очень красива, а что она завораживающая. И знаменита она прежде всего своими забавными и красочными изображениями сельской Англии, гротескными фигурами мира демонов и имеющейся в ней информацией о снаряжении рыцарей средневековой Англии!



Вот так выглядит страница «Псалтыри Латрелла».

Этот прославленный манускрипт (а по-другому и не скажешь!) был написан и оформлен неизвестными мастерами книжного дела примерно в 1320 – 1340 годах, и на сегодня именно он является одним из самых поразительных среди всех уцелевших манускриптов этой эпохи. Достаточно сказать, что псалтирь нарисована яркими красками, украшена серебром и позолотой, и потому очень красива. Не менее важно и то, что по своему характеру, причудливой манере художественного оформления она не похожа ни на одну другую псалтырь среди всех существующих.


Очень популярная в Средние века тема: «Штурм рыцарями замка любви». «Псалтырь Латрелла».


«Штурм замка любви» крупным планом. Очень хорошо видны элеты – наплечные щитки рыцарей и рисунки на них, а также позолоченные шлемы бацинеты с забралом, кольчужные доспехи с позолоченными накладными пластинами на ногах (фигура слева).

Теперь следует немного рассказать о том, а что такое эта самая псалтырь, поскольку слово это достаточно древнее и сегодня малоупотребимо.

Существует библейский текст – «Псалмы» –150 древних песен, которые вместе входят в одну из книг Ветхого Завета. В эпоху Средних веков (как, впрочем, и сейчас) они стали основой христианского вероучения и для священнослужителей, и для их паствы. Многие в прошлом учились читать именно по Псалтыри. Псалмы эти часто записывались отдельно от самой Библии, с ними печатали (или рукописали) календарь церковных праздников, и к ним же добавляли различные соответствующие времени молитвы. Вот такая «книга для религиозного чтения» и называлась Псалтырь.


Рыцарский поединок из «Псалтыри Латрелла». Слева европейский рыцарь, справа – сарацин.


То же изображение крупным планом.

Название свое данный манускрипт получил не просто так, его так назвали уже в наши дни по имени её заказчика, чьё изображение присутствует на её страницах. Им был Джеффри Латтрелл (1276 – 1345) – владелец поместья Ирнхам (графство Линкольншир, Англия) - одного из многочисленных, принадлежавших ему феодальных владений. Его предки верой и правдой служили королю Джону (Иоанну Безземельному – мятежному брату короля Ричарда I Львиное Сердце, чью доблесть неустанно воспевал Вальтер Скотт), за что их и наградили земельной собственностью. Сам Джеффри Латтрелл весьма удачно женился. Приданное жены также составляли земли, что еще больше увеличило его богатство.

Впервые Псалтырь Латрелла была показана общественности в 1794 году, но лишь в 1929 году Британский музей приобрел её в свою собственность у Мэри Анджелы Нойес, жена поэта Альфреда Нойес за £ 31500. Рукопись имеет следующие размеры: обложка из кожи - 370 х 270 мм, страница - 350 х 245 мм. Размеры письменного текста - 255 х 170 мм. Псалтырь иллюстрировали сразу несколько художников, что заметно по небольшой разнице в их стилях. Первого художника называют «Декоратор». Он использовал линейный стиль рисования вместо двумерного подхода к рисункам. Второго художника называют «Колорист», и ему в тексте принадлежат изображения таких фигур, как Христос и святые. Третий художник – «Иллюстратор», характеризуется более плоским и более двумерной манерой письма по сравнению с первым художником. Четвертого художника называют «Мастер» и он был показал себя специалистом сельской темы и диковинных гротесков. Он также изобразил семью Латрелла. Причем отмечается, что он использовал краски с большим мастерством, чтобы показать эффект тени и текстуру. Этот прием очень похож на стиль оформления рукописей из восточной Англии того времени. В целом иконографический анализ иллюстраций дает много информации о жизни сэр Джеффри Латрелла. Факсимильное издание Псалтыри Британская библиотека осуществила в 2006 году.


Корабль 1335 – 1345 гг.

Что необычного можно найти в «Псалтыри Латрелла»?
Средневековая традиция была такова, что по обыкновению в роскошно иллюстрированных средневековых псалтырях следовало изображать царя Давида, предполагаемого автора Псалмов, лики святых и некоторые библейские сюжеты, так сказать «связанные с темой». В них можно было вставлять изображения сцены крестьянского труда и быта, но данная псалтырь отличается от других их количеством и множеством совершенно очаровательных деталей. Эти очень живые и подчас даже юмористичные картинки по сути самый настоящий документальный фильм о том, как работали и проводили время крестьяне в поместье сера Джеффри в течение всего года. И они свидетельствуют о том, что он явно относился к ним весьма гуманно и что у них было время даже для игр.


Сэр Джеффри Латрелл обедает в окружении домочадцев и двух доминиканских монахов.

Переворачивая страницу за страницей, мы видим женщин, которые жнут пшеницу и рожь (в Средние века жатву считали делом не женским – вспомните сказку Шарля Перро «Кот в сапогах», где упоминаются жнецы и косари, но урожай следовало собрать как можно скорее, чтобы не пропало ни зернышка, поэтому к участию в жатве привлекались все), крестьянок, что кормят кур, сцены приготовления пищи и её употребления. Воины, торговцы, охотники на медведей, танцоры, музыканты, лже-епископ вместе с собакой, которая прыгает через обруч и даже жена, что бьет плетью мужа (сцена поистине удивительная!) – все эти картинки были изображены на нижних, верхних и даже боковых полях страниц псалтыри.


Женщины-жнецы.


Крестьяне молотят хлеб.

Все эти «картинки» сыграли большую роль в формировании романтического образа «старой доброй Англии», в которой жили богатые и добродетельные лорды, крестьяне, отдыхавшие с таким же усердием, с каким они же и работами, были, по сути, его детьми. Сегодня учёные считают, что бытовые сцены из жизни в «Псалтыри Латрелла» довольно сильно идеализированы. Но, с другой стороны, они создавались ведь для удовольствия сера Джеффри, а отнюдь не его работников. С другой стороны, очень уж сильно «врать перед очами Господа» была страшным грехом, в особенности на страницах «вечной книги». То есть, скорее всего, автор всех этих иллюстраций оправдывался тем, что считал «а я так вижу», «такое вполне может быть», «я где-то об этом слышал», «об этом мне рассказывал кум», ну и так далее, то есть свою вину за искажение действительности он как бы раскладывал на многих других.


На ветряную мельницу везут зерно в мешках.


Крестьянин пращой разгоняет птиц.

Кем был тот, кто создал этот манускрипт?
Известно, что средневековые рукописи являлись коллективным творением, именно поэтому у них и нет автора. То есть участвовали в их создании сразу несколько человек. Один или сразу несколько писцов писали сам текст, а кто-то только лишь заглавные буквы, а целых четыре художника рисовали орнаменты и иллюстрации. Так что «Псалтырь Латрелла» – это работа одного книжника и как целой «бригады» художников, имена которых, до нас не дошли, да и не могли дойти в свете известных нам обстоятельств. Возможно, книгу эту создали в Линкольне, но это не более чем предположение. Основано оно на том, что заказчик должен был жить неподалеку и был заинтересован в том, чтобы периодически навещать мастеров и смотреть, как идет работа. Ведь в то время развлечений у феодалов было мало, а так – «Съезжу-ка я в Линкольн, посмотрю, как пишется моя псалтырь!» – вот ему и развлечение на весь день!

Что за странные животные изображены в этой книге?
Впечатляющим украшением, созданным весьма одарённым художником, неофициально названным «Мастером», являются миниатюры в середине книги в так называемых «арабесках»: это гибридные чудовища, у которых голова человеческая, тело было взято от животного, рыбы или птицы, а вот хвост представляет собой... растение. В них мы видим предельную наблюдательность автора и внимание к мелочам, а также явная способность к изобретательности и тонкому юмору. Вроде бы они никак с текстом, который они сопровождают, не связаны. Интересно, что листва у них изображена в качестве конечностей, как и в еврейской рукописи герцога Сассекского «Немецкое Пятикнижие». Все эти чудовища резко контрастируют с религиозной фигурой молящегося мужчины, размещённой в начале манускрипта.


«Рыбочеловек». Монстры один другого прихотливее и забавнее. Причем они не выглядят страшными, хотя и очень необычны. То есть рисовал их человек с богатой фантазией, однако, чтобы это могло значить – неизвестно!


«Лев-дракон в шляпе»


«Человек-дракон»


«Свинозаяц»?

Поскольку мы находимся на сайте ВО, то нас, конечно, должен интересовать и военный аспект изображений в этой псалтири, и он в ней действительно присутствует. Это изображения сэра Латрелла в полном рыцарском снаряжении. Очень хорошо показано, что на голове у него надет шлем бацинет, играющий роль подшлемника, а сверху еще надевался «большой шлем». Верх у него, однако, не плоский, а заостренной формы и к тому же он еще и снабжен забралом. Щит совсем небольшой, в форме утюга. Вымпел-пеннон треугольной формы на его копье указывает, что он «рыцарь одного щита». Специалисты подсчитали, что его гербовое изображение на миниатюре – одежде и доспехах повторяется 17 раз, то есть своим гербом Джеффри Латрелл гордился по-настоящему! Интересен и такой момент, что «птички» на попоне справа (и элементах украшений) смотрят слева направо, хотя, следуя изображению на щите (что как раз на миниатюре хорошо видно!), должны были бы смотреть справа налево. Но так не было принято, поскольку в этом случае они получили бы название «трусливых», как обращенные к врагу спиной. Поэтому изображение на гербе изменялось при нанесении его на попону и амуницию рыцаря!


А вот так выглядит изображения сэра Латрелла и его семьи на странице этой псалтыри.


Интересно, что над конной фигурой сэра Джеффри зачем-то изображено чудовище с зубчатым плавником, которое словно переплывает страницу справа налево. А внизу в принятом в то время изящном и пышном стиле, характерным для каллиграфии этой эпохи, сделана надпись: «Лорд Джеффри Латтрелл велел мне сделать это».

Интересно, что сам сэр Джеффри Латтрелл отнюдь не принадлежал к самой верхушке английского общества XIV в. Ему просто повезло, что он нашел себе неизвестного гения, который и расписал его семейную псалтырь столь причудливым образом и этим обессмертил имя этого в общем-то и не слишком знатного рыцаря из Линкольншира. Откуда явился этот художник и почему нам совсем ничего неизвестно о сделанных им других работах, остается тайной. Единственное имя, которое связано с этим шедевром средневековых манускриптов, – это имя самого сэра Джеффри, заказчика этой уникальной работы. Но нельзя не отметить, что этот художник обладал отличным чувством юмора и богатым воображением, чего было лишено множество других иллюстраторы средневековых рукописей. Интересно, что по традиции вначале, после обязательной хвалы Господу, была помешена миниатюра, непосредственно посвященная заказчику. На ней сэр Джеффри, с характерным норманнским профилем, величественно восседает на огромном боевом коне и принимает шлем из рук своей не менее аристократичной жены-нормандки. Невестка стоит тут же и ждет возможности вручить ему щит. На обеих женщинах геральдические платья, по рисункам на которых нетрудно установить наличие родственных связей между семейством Латтреллов и Саттонами и Скротами из Мэшема. Все эти три семейства были связаны брачными узами, и на каждой фигуре можно видеть гербы этих семейств.


Кровопускание.


Маленький разбойник рвет чужие вишни.


Ну и конечно, иллюстрации «Псалтыри Латрелла» необычны прежде всего тем, что очень подробно повествуют о труде простых английских крестьян. Например, вот здесь женщины в тесном загоне занимаются дойкой овец. Собранное молоко уносят в кувшинах и емкостях, поставив их на голову, прямо-таки как на Востоке. А потом из него сделают сыр!
Автор: В.Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх