На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Добровольное геополитическое отступление СССР

Олег Стародубцев

Осенью 1954 года, когда в Порт-Артур внезапно прилетела из Москвы правительственная делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. Вместе с ним прибыли Булганин, Микоян, Шверник, первый заместитель министра обороны СССР — главнокомандующий ВМФ Кузнецов, командующий Дальневосточным военным округом Малиновский и другие.

13 октября ничего не подозревавших о скорой эвакуации военных пригласили для доклада.

Как это происходило? Об этом — в воспоминаниях военного контрразведчика генерала М. Белоусова: «…С начала доклада В. Шевцова, командующего 39-й армией, не прошло и трех минут, как Хрущев с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Ты лучше мне скажи, зачем вы здесь стоите?»

Вся наша портартурская группа насторожилась… Командующий, будучи человеком степенным и уважительным… как-то недоверчиво еще раз посмотрел на Хрущева и спокойно сказал: «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины».

Хрущев снова обрывает его и сердито заявляет: «Это политика царская, империалистическая. Кого же и от кого вы собираетесь здесь защищать? Ты мне лучше скажи, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа».

Швецов молчал… В это время вошел маршал Малиновский, только что прилетевший из Приморья… Хрущев продолжал: «Так сколько же месяцев вам, командарм, надо, чтобы убраться отсюда?»

Швецов ответил: «Месяца три-четыре».

Присутствующий генерал Пенионожко бросил реплику: «Мало!»

Хрущев: «Даю пять. И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать».

Булганин, Микоян и Кузнецов вели себя пока спокойно. Можно было полагать, что этот вопрос с руководством КНР ими уже обговорен… А Хрущев продолжал: «Все то, что здесь (имеется в виду на Квантуне) построено русским царем, нами и японцами — казармы, склады, дома, водохранилища и т. п., — отдать китайцам бесплатно. А то, что мы привезли сюда из Советского Союза, — продать».

А. М. Пенионожко попросил разрешения задать вопрос «Как я понял, — сказал он, -дорогостоящее отдать, а мелочевку продать?»

Отвечать на этот вопрос стал Булганин: «Да, вы поняли правильно…» А Никита Сергеевич продолжал: «Все вооружение, всю технику и боеприпасы — продать!»

В этот разговор наконец вмешался Малиновский. «Никита Сергеевич, — сказал он, — всю боевую технику продать нельзя. Здесь у нас есть один полк с новыми танками Т-52 и одна эскадрилья с новыми истребителями-перехватчиками, я их заберу к себе в округ». Хрущев согласился. Затем сделал заявление Кузнецов: «В нашей базе тоже есть один дивизион с новейшими быстроходными и дорогостоящими бронекатерами. Эту технику тоже не следовало бы продавать».

Но Хрущев ответил: «Продать!»

Когда Сталин был еще у власти, западные лидеры активно обсуждали вопрос о том, как изменить мир после явно приближавшейся кончины генералиссимуса. В январе 1953 года переговоры на эту тему в Вашингтоне провели британский премьер Уинстон Черчилль и президент США Гарри Трумэн. Решено было нарисовать постсталинскому руководству Советского Союза радужную картину: вы выводите свои войска из Австрии, Финляндии и Китая. Взамен мы снимем экономические санкции с ослабленного войной СССР и поможем ускорить социально-экономическое развитие вашей страны. В подтверждение искренности намерений, Запад и впрямь ослабил такие санкции в мае 1953-го, а в июне того же года отказался помочь антисоветским силам, попытавшимся поднять восстание в ГДР. Возможно, что то восстание в ГДР было намерено спровоцировано, чтобы "на деле" продемонстрировать советскому руководству свою "добрую" волю, так сказать, "пожертвовали консервами" ради более крупной цели.

Чтобы пряник был ещё более осязаем, после смерти Сталина, осенью 1954 года для СССР были открыты новые коммерческие кредитные линии в странах-членах НАТО, Австралии и Новой Зеландии. В 1955 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в Москве пообещал Хрущеву долгосрочное экономическое сотрудничество и неприкосновенность советских зон влияния в мире. Возобновились прерванные в 1949 году репарационные платежи СССР со стороны ФРГ. Взамен Запад просил сущую малость: продемонстрировать хотя бы небольшой отход от сталинской политики и сокращение советского военного присутствия в Китае и на Балтике.

Хрущев поначалу очень старался. С 1954 года прекратилось издание произведений Сталина. В конце 1955 года было упразднено созданное по инициативе Сталина, Жданова и Молотова Информационное Бюро коммунистических и рабочих партий. Об антисталинском докладе Никиты Сергеевича ХХ съезду КПСС нечего и упоминать.

На фоне этих глобальных политических игр,что такое был Порт-Артур? Пешка. Ею Хрущев пожертвовал с легкостью.

Никита Сергеевич сначала отдал Китаю, практически даром, новейшую базу в тёплом незамерзающем море (в отличии от Владивостока), а после этого царского подарка умудрился накалить отношения с КПК так, что позже это привело даже к боестолкновениям на границе. Посмел ли бы так "шалить" Мао, если бы в четырёхстах километрах от Пекина располагались серьёзные военно-морская и военно-воздушная база?

Позже, в 1958 году, СССР создаст базу ВМФ в Албании. Советские дизель-электрические подводные лодки начали совершать походы к проливу Гибралтар, то есть впервые в истории Россия получила возможность контроля, этого важнейшего для Западного мира пролива.

Однако, полное непонимание Хрущёвым огромных возможностей, которые возникали, имей Советский Союз надёжную точку опоры в Средиземном море, хотя бы для ведения переговоров с США и другими странами НАТО, привело к её потере уже в 1961 году. СССР разорвал дипломатические отношения с Албанией и этим актом сделал нашей передовой военно-морской базой на юго-западе Севастополь. Геополитически СССР отступил далеко на восток, за Черноморские проливы. (Севастополь так и остаётся форпостом России до сегодняшнего дня и только закрепление наших позиций в Тартусе и Хмеймиме дают робкую надежду, что город-герой со временем может стать во второй эшелон.)

Таким образом, мы видим, что Никита Сергеевич Хрущёв своими волюнтаристскими действиями лишил Советский Союз двух важнейших военно-морских баз, стратегическое значение, которых трудно переоценить. Кроме этого, ещё в 1956-м прекратила свое существование военно-морская база Порккала-Удд, которая позволяла Советскому Союзу полностью контролировать Финский залив и ставила Хельсинки в зеркальное положение тому, которое было на начало 1939 года, когда финские позиции располагались вблизи Ленинграда.

Хрущёв, яростно критикуя Сталина, за так называемый культ личности, сам постоянно действовал именно, как диктатор, хотя результаты его управленческих решений каждый раз усложняли положение СССР именно там, где он отступил.

В годы его правления бездарно терялись плоды великой Победы советского народа, добытые страшными жертвами. Великое геополитическое отступление Хрущёв вёл , как минимум до Карибского кризиса. Настойчивость самого генсека на пути последовательного избавления от военных баз не должна быть нами забыта. Надо разобраться в том, что же это было: глупость или предательство.

Защитники Никиты Сергеевича скажут, а как же операция "Анадырь"? Ведь тогда (именно при Хрущёве) мы разместили ракеты на Кубе и показали Америке "Кузькину мать"?

Да, было такое, да - показали, только это был вынужденный шаг, на который Союз пошёл только тогда, когда Штаты разместили свои ракеты в Турции

и получили возможность "в упор" расстрелять весь юг европейской части СССР.

И вот тут вопрос: а посмели бы американцы тогда на такой шаг, если бы их войска и союзники в Европе гарантированно могли получить ответ из албанской Влёры?

И ещё один вопрос: Как бы мы разместили в 1962 году ракеты на Кубе, если бы ЦРУ не провалило годом раньше свою операцию в Заливе Свиней и тем самым не подтолкнуло бы Фиделя Кастро на военно-политический союз с Москвой. Фидель принял коммунистическую идеологию только в 61-году! Очевидно, что это был подарок судьбы, который хрущёвская команда наконец сумела использовать уже тогда, когда по сути даром раздала плацдармы добытые под руководством Сталина во Второй Мировой войне.

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх