Кирилл Баркаев
Подвиг отечественных моряков советского периода, о котором будет рассказано в данном материале, вполне достоин того, чтобы встать в один ряд с героическим эпизодом, вписанным в историю Российского флота командой брига «Меркурий», вступившего в неравный бой с двумя турецкими боевыми кораблями, многократно превосходившими его по вооружению и скорости. И в том, и в другом случае наши моряки поступили согласно основному завету Российского флота со времени его основания – флаг не спускать, без боя не сдаваться!
Эти два боевых эпизода отделяют более полутора сотни лет. О первом из них давно забыли. О втором – кроме участников почти никто не знает. Но оба они едины по своей сути. По духу и даже по тактике. Но обо всем по порядку.
«ЖИВОТ ПОЛОЖИТЬ, НО ГЕРОЙСТВОМ ПРОРВАТЬСЯ В ВЕКА!»
Конечно, это был лишь один эпизод из многих, себе подобных. И говорим мы именно о нем потому, что он нашел почти зеркальное отражение в наши времена, о чем будет сказано дальше.
Тогда, во время русско-турецкой войны, наши моряки не просто оказали сопротивление преобладавшему по силам противнику, а вышли победителями из боя. Видимо, невзирая на все свои преимущества, не было тогда у турков преобладания только в одном – в силе духа…
В 1829 году небольшой отряд российских кораблей в составе фрегата «Штандарт», бригов «Орфей» и «Меркурий» находился в разведке в районе Босфора. Утром 14 мая наши моряки встретили отряд турецких военных судов, состоящий из шести линейных кораблей и двух фрегатов.
На двух линейных турецких кораблях, которые противостояли российскому бригу, было в общей сложности 174 орудия различного калибра, в то время как сам «Меркурий» имел только 18 легких пушек. На собрании офицеров было принято единодушное решение принять неравный бой. Чтобы корабль не достался врагу в качестве боевого трофея, решено было в случае угрозы его захвата взорвать бриг. Для этой цели у дверей крюйт-камеры был оставлен заряженный пистолет, которым для подрыва боезапаса должен был воспользоваться последний из оставшихся в живых членов экипажа.
Турки, зайдя с левого и правого бортов, предприняли попытку принудить русский корабль к сдаче в плен. Однако «Меркурий», постоянно маневрируя, вел огонь по противнику из кормовых орудий, не подставляя ему бортов. Линейные корабли турок не только не могли использовать свое преимущество в артиллерии, но и постоянно попадали под огонь русского брига. Более того, артиллерийские залпы крупных боевых парусников, находящихся друг напротив друга, время от времени поражали своих же.
Неравный бой длился более четырех часов. Бриг «Меркурий» получил 23 попадания в корпус и более трехсот в паруса и рангоут, четыре моряка были убиты и восемь ранены. Турецкие корабли в результате боя потеряли ход и вынуждены были прекратить преследование. Русский корабль остался победителем в этом неравном поединке.
Командиру брига «Меркурий» капитан-лейтенанту А.И. Казарскому в Севастополе был поставлен памятник, на котором высечена надпись – «Потомству в пример»…
«ТАНКЕРНАЯ ВОЙНА»
Теперь перенесемся в XX век, в 1980-е годы. Для начала расскажем обстановку на тот момент, потому что многие не имеют об этом ни малейшего представления. Советские корабли, входившие в состав 8-й оперативной эскадры, базировались на базах в районе Индийского океана. Да, дорогой читатель, в свое время наши корабли имели пункты базирования на архипелаге Дахлак в Красном море, в Йемене, Эфиопии. Они не только демонстрировали морскую мощь СССР, но и выполняли реальные боевые задачи, имевшие большое значение для обеспечения безопасности нашего судоходства в этом неспокойном регионе.
С апреля 1984 по декабрь 1987 года сообщения о жертвах «танкерной войны» поступали практически ежедневно. Всего за этот период времени были повреждены сотни судов, более десятка погибли. Сотни гражданских моряков были убиты (см. также: «Танкерная война в персидском заливе»).
ГОТОВНОСТЬ – ПОЛНАЯ!
Красное море, так же как и Персидский залив, было ареной боевых действий. Во время войны воюющими сторонами было выставлено большое количество мин, которые стали настоящим бичом для гражданских судов.
На советские танкеры и сухогрузы также неоднократно совершали нападения эритрейские сепаратисты, воевавшие с Эфиопией, которой СССР оказывал широкомасштабную военную помощь. Мирные корабли представляли собой легкую добычу для различного рода террористических группировок и обычных пиратов. Для того чтобы обезопасить себя от нападения и обеспечить проход через минные поля, советские боевые корабли осуществляли проводку конвоев гражданских советских и иностранных судов в Красном море и Персидском заливе.
Необходимо отметить особенности несения боевой службы в зоне Индийского океана. Средняя температура воздуха здесь редко опускается ниже 35–40 градусов, морская вода имеет высокую соленость. Системы кондиционирования на многих кораблях отсутствовали, запасы пресной воды были строго ограничены. Во время движения конвоя экипажи боевых кораблей длительное время находились на боевом посту в состоянии повышенной боевой готовности. Палящее солнце и постоянная качка, которой так подвержены корабли малого водоизмещения, буквально отнимали последние силы у военных моряков, опресненная вода плохо утоляла жажду, из-за высокой температуры и влажности воздуха любая царапина на теле превращалась в кровоточащую язву. При всем этом боевая служба длилась порой по 7–8 месяцев.
Плавающие мины, которые представляли серьезную опасность для мирных кораблей, также весьма сложно было обнаружить какой-либо электронной аппаратурой, здесь вся надежда возлагалась на зоркость и внимательность моряков, несущих вахту у визирных колонок и сигнальщиков.
ТРИ ИЗ ЧЕТЫРЕХ – НА ДНО!
С ноября 1989 по май 1990 года в районе Красного моря нес боевую службу артиллерийский катер «АК-213» Черноморского флота.
27 мая командиру корабля капитан-лейтенанту Н.Белому была поставлена задача доставить из военно-морской базы на архипелаге Дахлак группу уволенных в запас советских матросов в количестве 70 человек. Катер должен был высадить их на борт гражданского судна, следующего через Красное море в СССР. Общая протяженность маршрута составляла 100 морских миль. Для быстроходного корабля задача, прямо скажем, пустяковая – чисто пассажирская. Но мы говорим о боевой обстановке.
К советскому кораблю с двух сторон стали быстро приближаться четыре быстроходные цели. Экипаж катера был приведен в повышенную степень боевой готовности. Быстроходными целями оказались катера эритрейских сепаратистов типа «Ягуар», которые чувствовали себя полновластными хозяевами в этих водах.
Катера этого типа строились в Германии, имели водоизмещение 183 тонны, скорость хода 40 узлов, длину 42 метра, ширину 7 метров, четыре торпедных аппарата, две 40-мм автоматические пушки.
Преимущество в огневой мощи, скорости и в количестве боевых единиц было на стороне противника.
Наш корабль был окружен, после чего последовало требование сдаться. В то время, как упоминалось выше, Советский Союз оказывал военную помощь Эфиопии, от которой хотела отделиться мятежная провинция Эритрея. Захват в плен советского боевого корабля с большим количеством пассажиров на борту дал бы возможность сепаратистам диктовать условия нашей стране и требовать прекращения военной помощи.
На первый взгляд, положение наших моряков было безвыходным. Однако, искусно маневрируя, капитан-лейтенант Н.Белый, как и его предшественник А.Казарский, поставил в невыгодное положение своих противников. Он повторил тактику командира «Меркурия»! Преследователи, как в том случае более чем полуторавековой давности, не смогли реализовать преимущество в огневой мощи. Находясь по обе стороны от наших кораблей, артиллеристы противника не имели возможности вести огонь без риска поразить своих. Н.Белый, так же как его знаменитый коллега, использовал недостатки расположения кораблей противника.
Маневрируя, командир корабля стал уводить свой катер от преследователей. Темное время суток, волнение моря и полная неожиданность подобного маневра для сепаратистов сделали свое дело. Ведя беспорядочный огонь, преследователи начали менять позиции, чтобы использовать преимущество в огневой мощи и начать преследование советского корабля.
Не следует забывать, что катер был буквально перегружен находящимися на нем уволенными в запас моряками, и основной задачей командира было сохранить им жизнь и доставить на борт гражданского судна живыми и здоровыми.
Видя, что ценный трофей ускользает из рук, сепаратисты продолжали погоню. На борту советского катера имелись глубинные бомбы, которые наши моряки стали сбрасывать в воду прямо по курсу преследователей, устанавливая различную глубину взрыва. Головной катер преследователей попал прямо под взрыв одной из бомб и был потоплен. Остальные катера, не предпринимая попыток спасти оказавшихся в воде товарищей по оружию, повернули на обратный курс и отказались от погони. «АК-213» благополучно доставил моряков на борт судна, которое должно было отвезти их домой, и взял курс обратно на базу.
Потерь на борту «АК-213», за исключением нескольких раненых, не было. За этот бой члены экипажа советского корабля были награждены орденами и медалями. Кроме того, капитан-лейтенанту Н.Белому было досрочно присвоено очередное воинское звание капитан 3 ранга.
PS. Жаль, что этот эпизод остался практически неизвестным, он не вошел ни в один учебник по морской тактике, хотя достоин того…
Свежие комментарии