На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

От "карьеры домушника" до актёра: Олег Ефремов расписался кровью в клятве играть по-настоящему

Олегу Николаевичу Ефремову сегодня было бы 92 года. Талантливый, яркий и благородный. Как вспоминали коллеги и близкие, его любимыми героями были Дон Кихот и Сирано де Бержерак. Ефремов никогда не бывал в дурном, пессимистическом настроении, а если оказывался чем-то огорчён, тут же придумывал, как вернуть себе хорошее расположение духа.

Поклялся заветам Станиславского собственной кровью

Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ, это было в 1945 году, сразу после войны, когда конкурс был 500 человек на место.

Режиссёр Кама Гинкас вспоминал, мол, "ему вообще был интересен театр. Он, один из немногих, ходил и смотрел спектакли в Москве".

Коллеги говорили, что личность Ефремова не вписывается в список сыгранных им ролей и поставленных спектаклей.

Олег Николаевич был преданным последователем школы Станиславского, боролся с нормативностью и фальшью в актёрской игре, от учеников и коллег требовал понимания своего героя и всегда учил "думать, думать, думать".

Кстати, кто-то из актёров рассказывал как-то, что ещё в студенческие годы Ефремов и его друзья по школе-студии поклялись в верности заветам Станиславского, расписавшись собственной кровью.

А в одном из интервью режиссёр говорил так: "Если произведение искусства - удачное оно или неудачное - не решает какую-то обязательную бытийную, жизненную, человеческую задачу, духовную, то тогда мне это уже неинтересно".

А мог бы стать домушником по кличке Лисья мордочка?

Однажды в своем интервью Ефремов признался, что он мог стать не актёром, а... преступником. Хоть Олег Николаевич и родился в коммуналке на Арбате, но первые годы жизни провёл рядом с воркутинскими лагерями.

Кто-то из актёров рассказывал как-то, что ещё в студенческие годы Ефремов и его друзья по школе-студии поклялись в верности заветам Станиславского. Фото: Vyacheslav Panov/globallookpress.

 

Отец Олега Ефремова работал замначальника планово-финансового отдела лагерей ГУВЖД, составлял сметы для строительства воркутинского железнодорожного полотна. А строили его заключённые. С ними-то и завёл дружбу Олег Ефремов.

Как пишет "АиФ", друзья-строители были осуждены за воровство, но бросать своё ремесло не собирались. Они предложили мальчишке попробовать свои силы в их деле. Начинающего воришку тут же окрестили Лисьей мордочкой за излишнюю худобу.

Однако как только до отца дошли слухи о новом увлечении сына, он тут же отказался от работы и перевёз семью в столицу.

Искусство театра - современно!

Молодого Ефремова после окончания Школы-студии в труппу МХАТа не взяли, хотя он был уже введён в несколько спектаклей. Он дебютировал в Центральном детском театре (ныне РАМТ) сначала в качестве актёра в роли Володи Чернышёва в спектакле "Её друзья" (1949) по первой пьесе драматурга Виктора Розова, чьи произведения позже не раз ставил сам, а затем - режиссёра с музыкальной комедией "Димка-невидимка" в 1955-м. 

Параллельно в мхатовской театральной студии, куда Ефремова пригласили преподавателем, на репетициях дипломного спектакля с первыми учениками начал формироваться коллектив будущего театра "Современник", вдохнувшего жизнь в театральную Москву. К ним примкнули студенты МХАТа Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Алла Покровская, а также его выпускники, уже трудившиеся в других театрах, - Николай Пастухов из Театра Советской армии, Лилия Толмачёва из Театра Моссовета, Всеволод Ларионов из МХАТа.

Название нового театра - "Современник" - не случайно: молодые актёры под руководством Олега Ефремова противопоставляли себя закостеневшему "главному театру страны".

Как пишет РИА Новости, Ефремов тогда говорил, что "искусство театра современно по своей сущности, потому что сегодня оно происходит - вот сию секунду, - его нельзя зафиксировать никаким образом. Это тогда уже будет другое искусство".

"Нежность" и несостоявшаяся история любви покорила зрителя

Современниковский период жизни Олега Ефремова завершился в 1970 году, когда старшее поколение актеров МХАТа, заставших ещё Станиславского и Немировича-Данченко, предложили ему возглавить театр. Он серьёзно взялся за реформирование Художественного театра.

Его театральные постановки заслуживали тёплого внимания критиков. Но помимо театра Ефремов снимался, разумеется, и в кино. Главных и эпизодических ролей он сыграл около ста.

В двухсерийном фильме Александра Столпера "Живые и мёртвые", который вышел на экраны в 1963-м, Олег Ефремов сыграл танкиста Иванова, которому принадлежит та самая знаменитая фраза: "На моей фамилии вся Россия держится". Этот фильм был награжден на кинофестивале в Карловых Варах.

Эта сцена навсегда осталась в сердцах зрителей. Фото: скрин с Twitter/@hamyklyn

 

А ещё больше советского зрителя покорила трогательная история несостоявшейся любви деревенской женщины Нюры (её сыграла актриса Татьяна Доронина) и столичного шофёра Саши (Олег Ефремов) в "Три тополя на Плющихе". Лента вышла в 1964-м.

Когда Нюра неумело исполняет песню "Нежность", а шофёр Саша слушает её (именно эту песню он пытался найти на радио) и после приглашает на свидание, но… увы, Нюра так на него и не пришла. Эта сцена навсегда осталась в сердцах зрителей.

Жизнь человеческого духа

Людмила Иванова, одна из первых актрис зарождавшегося "Современника", несколько лет назад рассказывала корреспонденту "ТН": "На репетициях с Ефремовым я поняла главное: этот режиссёр неукоснительно занимается «жизнью человеческого духа». Он вскрывал психологию каждого героя до самых мелких деталей".

Эльдар Рязанов нашёл в Олеге Ефремове идеального Максима Подберёзовикова для фильма "Берегись автомобиля". Фото: Russian Look/globallookpress

 

Иванова говорила, что Ефремов над любой сценой бился очень долго, работал подробнейше, не допускал ни секунды фальши - ни себе, ни другим.

"В этом была творческая установка Ефремова. Он убеждал нас: «В своего персонажа надо максимально углубиться, жить этим. И важно не то, что он произносит, не слова как таковые, а то, о чём он думает, чем живет. Ведь каждая мысль актёра считывается зрителями, а, значит, необходимо, чтобы эти мысли были", - вспоминала актриса.

Тогда уж, ваше величество, отвечайте и за воду, и за газ

Коллеги Ефремова из "Современника" рассказывали такую историю. В спектакле "Декабристы" Олег Николаевич играл Николая I. В одной из сцен он должен был произнести реплику: "Я в ответе за всех!" Однажды на спектакле артист оговорился и сказал: "Я в ответе за свет!"

Его партнёр Евгений Евстигнеев, игравший декабриста Чернышёва, находящийся в этот момент на сцене, не растерялся и тут же продолжил: "Тогда уж, ваше величество, отвечайте и за воду, и за газ!"

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх