На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Средневековые боевые слоны

Средневековые боевые слоны


«…и подбежал он под того слона,
лег под него и убил его,
и пал на него слон на землю,
и он умер там».

Первая книга Маккавейская, 6:46

История и культура. Мы уже не раз на страницах ВО поднимали вопрос о том, каким образом люди в былые времена распространяли и сохраняли информацию. Например, каким образом её передавали друг другу люди разных народов в эпоху раннего бронзового века при отсутствии письменности. Или другой вопрос, откуда они брали информацию о событиях, очевидцами которых они не являлись? Когда же у людей появилась письменность, то появилась и возможность любую информацию накапливать и передавать потомкам, собственно, они и раньше могли её передавать, но теперь, кроме изустного канала, появился ещё письменный. То есть возможностей информирования у людей стало больше.

Но… тут возникла одна важная проблема, связанная с умением интерпретировать письменную информацию. Например, мы можем увидеть на рисунке слона, но, не зная, что это слон, не сможем назвать его… слоном! И наоборот: прочитав в текстовом описании, как выглядит слон, далеко не всякий человек после этого сумеет его изобразить похожим… на слона, даже в том случае, если он умеет рисовать.

Очень ярким примером таких сложностей могут являться средневековые миниатюры из европейских манускриптов с изображениями боевых слонов древности. В Древнем мире они применялись довольно широко, так что в описания древних историков, безусловно, попали. Книги Геродота, Аристотеля и многих других древних авторов в Средние века просвещенным европейцам были хорошо известны. Их читали, их переписывали в монастырях. Но вот как быть с оформлением? Дело в том, что древние рукописи иллюстраций не содержали, а барельефы с изображением боевых слонов существовали, но как раз в тех местах, куда европейские хронисты не заглядывали.

Отсюда именно в изображениях боевых слонов в миниатюрах средневековых художников иллюминаторов мы имеем поистине удивительный сплав знаний и фантазии, а ещё каждая миниатюра из датированной рукописи – это ещё и всякий раз памятник своему времени, потому что то, что этих художников в то время окружало, они изображали обычно очень точно. А вот историческим видением истории они не обладали, и потому экстраполировали своё видение современных реалий в далекое прошлое.

Кстати, многие читатели ВО после публикации материала, посвященного манускриптам-бестиариям Средневековья, просили меня рассказать именно о боевых слонах. Но какие боевые слоны были в Европе в Средние века? Да, в Индии они применялись довольно долго, а доспех одного из них даже красуется в Королевском арсенале в Лидсе в Англии. Но… европейцы о них если и знали, то лишь понаслышке, и то после успешного возвращения экспедиции Васко да Гамы. А так, это была информация через десятые руки, на уровне рассказов про людей песьеглавцев и золотоносных муравьёв.

К тому же рассказывать просто о слонах, изображенных на миниатюрах, на мой взгляд, было бы не очень интересно. Значительно интереснее будет, если каждую миниатюру «со слонами» мы, опять-таки, рассмотрим в качестве исторического источника. Итак, вот они, красавцы, прямо перед нами!


Одно из самых первых изображений боевого слона встречается в «Бестиарии» 1185 года, созданном в Англии. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк. Очевидно, что художник вживую слона никогда не видел. Но в целом передал его внешний облик довольно точно. На головах у воинов очень характерные именно для этого времени шлемы


Ещё одна миниатюра из «Бестиария», но уже 1225–1250 гг. Солсбери. Британская библиотека, Лондон. Здесь на слоне восседают и рыцари в шлемах топфхельм и шапель-де-фер с топорами, копьями и арбалетом в руках, а их в свою очередь обстреливают лучники и пращники


Миниатюра из «Богословского сборника», 1236–1275 гг. Англия. Британская библиотека, Лондон. Пожалуй, именно здесь слон выглядит наиболее реалистично!


Просто замечательная миниатюра из манускрипта «Книга древних историй», 1285 г. Место создания: Франция. Британская библиотека, Лондон. Очень тщательно выписаны мельчайшие детали снаряжения и одежды, а также лица персонажей. Однако взгляните, кто составляет, так сказать, «экипаж» боевого слона? Это же явно мусульмане в тюрбанах, которые находятся в окружении западноевропейских рыцарей


«Декреталии Григория IX», 1275–1325 гг. Место создания: Юг Франции, Британская библиотека, Лондон. На миниатюре из этого манускрипта мы, опять-таки, видим слона с огромной двухъярусной башней на спине. Скорее всего, средневековый иллюстратор хотел поразить тех, кто должен был рассматривать его миниатюры огромным внешним видом слона


«Псалтырь из Питерборо», 1300–1325 гг. Англия. Королевская библиотека Бельгии, Брюссель. Забавная сценка, не правда ли? Слону дают пить!


Средневековье не было таким уже темным временем, как это некоторые себе представляют. При желании в то время можно было познакомиться и вот с таким манускриптом, как «Древняя история до Цезаря», 1325–1350 гг., который был написан в Неаполе в Италии, а сейчас находится в Британской библиотеке в Лондоне. Тут для художника было явно все очень просто. Вполне современные ему рыцари на его миниатюре едут на слонах, словно на ослах, причем слоны нарисованы с копытами! Интересно, что на головах у многих из воинов надеты шлемы с крестообразным усилением лицевой части и вдобавок с вытянутой вверх тульей, получившие очень меткое прозвище – «сахарная голова»


Манускрипт под названием «Декады» (это тоже был весьма популярный жанр десятилетних хроник), 1370 г. Франция. Библиотека Св. Женевьевы, Париж. Таким виделся миниатюристу бой со слонами. И все вроде бы в пределах разумного. Вот только этим боевым слонам ну просто явно не хватает погонщика!


Миниатюра из очень популярного в Средние века трактата «Зеркало человеческого спасения», 1325–1375 гг. Германия. Британская библиотека, Лондон. Здесь на слона поставлена впечатляющих размеров башня, причем даже с дверью, что вроде бы должно показывать масштаб. Но вот человеческая фигура под словом явно нарисована совсем в другом масштабе. Такова была особенность средневековой живописи. Художник, который иллюстрировал текст, прежде всего старался показать то, что происходит в тексте. В данном случае, вне всякого сомнения, иллюстрировался библейский текст из «Первой книги Маккавейской». Несовпадения по размерам его не волновали. Читатели, без сомнения, прекрасно понимали, что слон с башней на спине большой, а воин, поражающий его копьем – маленький. Кстати, сам слон почему-то больше всего похож на лошадь!


Ещё одно «Зеркало человеческого спасения», причем тех же лет (1325–1375), однако из Государственной библиотеки города Бадена. Здесь эта же сцена представлена совсем иначе…


Следующее «Зеркало…», 1330–1340 гг. Вена, Австрия. Австрийская национальная библиотека. Слон, опять же, на конских копытах и очень злобный на вид. А башня для воинов на его спине так и вовсе нарисована двухъярусной


Прекрасная миниатюра из чрезвычайно популярного в Средние века «Романа об Александре» (конечно же, это Александр Македонский), около 1338–1344 гг. Бодлианская библиотека Оксфордского университета. Тут можно увидеть и доспехи, и сюрко, и конскую броню вместе с попоной, разные виды шлемов и даже кинжал рондель. Более того, очень показательно, что под сюрко у Александра явно просматривается броня из клепаных полос, то есть эта миниатюра очень достоверно представляет нам рыцаря в доспехах «переходного периода» – от «эпохи кольчуги» к «эпохе белых доспехов». Ну, а где же на ней слон? Слон, вернее – слоны, с огромными башнями на спине изображены под брюхом коня Александра. Ведь Александр же важнее!


Ещё одна миниатюра из ещё одного манускрипта «Декады», 1401–1433 гг. Франция, Медиатека агломерации Тройенн. Впрочем, вот и ещё одно несоразмерное изображение. Видимо, иллюстратору попадалось выражение «верхом на слоне». Вот он дословно и изобразил человека… верхом на слоне!


И наконец одна из последних книжных миниатюр, изображающая боевого слона. Очередное «Зеркало человеческого спасения», 1450 г. Брюгге, Бельгия. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк

Почему «из последних»? Ну, возможно, есть и иные, но все дело в том, что в 1450 году книги уже не только писали от руки, но и стали печатать. Печатные книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года, назывались инкунабулы, и в них тоже были иллюстрации, но уже изготовленные типографским способом. А мы рассматриваем пока что только средневековые манускрипты и их миниатюры.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх