На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Кубачинская боевая башня. Осколок государства Зирихгеран

Кубачинская боевая башня. Осколок государства Зирихгеран

Древнее село Кубачи снискало себе славу колыбели искуснейших мастеров-оружейников и ювелиров. Кубачинские кинжалы, сабли, ятаганы, кольчуги и самые различные ювелирные изделия украшают коллекции известнейших музеев мира: Лувра во Франции, музея Метрополитен в Нью-Йорке, музея Виктории и Альберта в Лондоне, Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства и Государственного исторического музея в Москве. Согласно многочисленным легендам и преданиям, кубачинское оружие принадлежало князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха, и Александру Невскому. Есть и вовсе фантастические теории. Согласно одной из них, шлем самого Александра Македонского имеет кубачинские корни.

Сам же Кубачи примечателен боевой башней, которая является уникальным творением фортификационной архитектуры Кавказа. Она совершенно не похожа на основательные осетинские жилые и боевые башни, она далека и от утончённых вайнахских башен. Необычный вид кубачинской башни связан с иным культурным влиянием, которое испытал Кубачи за свою древнюю историю.


Впрочем, не меньше загадок таят в себе и кубачинцы. Согласно одной из версий, кубачинцы — не просто одна из ветвей даргинцев с собственным наречием, а самые настоящие европейские пришельцы из Генуи или Франции. Данная версия зиждется на том, что лакцы и лезгины называли кубачинцев пранг-капур, т. е. франками. А упоминания о неких франках или генуэзцах в горах близ Кубачи встречаются у таких авторов, как этнограф полковник Иоганн Густав Гербер, путешественник Ян Потоцкий и академик Иоганн Антон Гюльденштедт. Однако современные исследователи, изучавшие надгробные плиты, украшенные резными орлами и драконами, склонны считать, что у Кубачи ближневосточные корни.

Зирихгеран: забытое государство


В далёком VI веке на территории современного Кубачи начало развиваться государство с мистическим названием Зирихгеран. Государство управлялось советом выбранных старейшин. По другим же данным, у раннего Зирихгерана (переводится с персидского как «кольчужники» или «бронники») был собственный царь или владетель. При этом Кубачи в то время был столицей. Несколько позже государство обособляется как вольное общество, которое и создаёт совет.


Совету непосредственно подчинялась военная организация (дружина) Батирте, состоящая из неженатых молодых людей. Они занимались борьбой, метанием камней, бегом на дистанцию, конными скачками, стрельбой из лука, упражнениями по ведению боя холодным оружием и военизированными танцами аскайла. Дружина состояла из 7 отрядов по 40 человек в каждом. Примечательно, что члены Батирте жили отдельно от кубачинцев в боевых башнях. В обязанности воинов входила сторожевая служба, охрана селения от внешних нападений, грабежа и разбоя. Нередко Батирте вели боевые действия с жителями соседних селений с целью защиты принадлежащих кубачинцам лесных и пастбищных угодий, скота и табунов лошадей.

Учитывая множество междоусобных войн, Батирте вели бои с соседними селениями и просто ради влияния. При этом весомую оборонительную роль играло само географическое расположение Зирихгерана, затерянного в горах на высоте более 1600 метров. Несмотря на то, что Зирихгеран периодически попадал под зависимость от соседних феодальных микрогосударств вроде Кайтагского уцмийства, столица оставалась формально независимой. Даже во время арабской экспансии на земли Дагестана военачальник Мерван ибн Мухаммад, халиф из династии Омейядов, захватив Табаристан, Туман, Шиндан и прочие владения, решил подписать с Зирихгераном мирный договор, а не рисковать войском в горах, сражаясь против настоящего оружейного родника.


Кубачинские кинжалы кама

Относительная самостоятельность древнего государства прослеживается и в религиях, исповедуемых в Кубачи. В Зирихгеране можно было встретить и мусульман, и христиан, и иудеев, и даже последователей зороастризма. И вот как раз распространение последней религии и определило уникальную архитектуру боевой башни Кубачи.

Акайла кальа: сторож Кубачи


Над древним селом Кубачи возвышается боевая башня с собственным именем — Акайла кальа, служившая домом для одного из отрядов воинов Батирте. С высоты башни открывается потрясающий вид на все окрестности села. Башня расположена таким образом, что бойцы Батирте могли заблаговременно разглядеть возможного противника, с какой бы стороны он ни пытался подойти к Кубачи. Кубачинская башня — лишь небольшой отголосок тех мощных укреплений, некогда опоясывающих древнее селение. Многие столетия назад весь Кубачи был сокрыт толстыми крепостными стенами каменной кладки.

Отличительной чертой Акайла кальа является её схожесть с зороастрийскими башнями молчания — дахме, служившими погребальными сооружениями в религиозных обрядах зороастризма, распространённого на территории Ирана. Так как Зирихгеран имел глубокие и плотные торговые взаимоотношения с самыми разными странами и целыми цивилизациями, можно вполне допустить, что в ходе этих взаимоотношений народ Зирихгерана культурно обогащался.


Башня в Кубачи

Кубачинская башня построена из крупных, специально отесанных камней панцирной кладкой с внутренней забутовкой из рваного камня и земли. Высота сооружения около 16 метров, а диаметр – 20 метров. Толщина стены у входа достигает 1,45 м. Существует проблема с датировкой башни. Одни полагают, что строительство Акайла кальа началось в XIII веке, другие, подчёркивающие зороастрийские особенности архитектуры, считают, что башню возвели в V веке, т. к. исламская экспансия вряд ли могла оставить такие архитектурные следы.

Башня несколько раз перестраивалась, но изначально она имела пять этажей над землёй и два подземных этажа. На верхнем этаже воины Батирте тренировались и несли службу. Два этажа отводились непосредственно под жилые помещения. Ещё два этажа служили кладовой для съестных припасов и цейхгаузом. Один из подземных этажей был своеобразной гауптвахтой. Это связано с крайне жёсткими традициями Батирте. К примеру, среди воинов имел распространение «союз неженатых» или «мужской союз». Члены этого почти сектантского течения посвящали себя военной службе целиком и полностью, но когда плоть брала верх, воина отправляли отбывать наказание.

Вообще, о суровости правил Батирте до сих пор ходят легенды. К примеру, им разрешалось появляться в селении исключительно под покровом сумерек. Согласно одному из преданий, однажды мать признала в одном из воинов своего сына по открытой руке и посмела окликнуть его по имени. На следующий день ей прислали отрубленную руку сына, дабы она не сбивала его с правильного военного пути.


Несмотря на строго организованную военную структуру Батирте и ремесленную мощь Зирихгерана, это крошечное горное государство не могло вечно находиться на отшибе кровавых ветров истории. Сильнейшая исламо-арабская экспансия, которая носила принудительный и насильственный характер, к XV веку затронула и этот уникальный мир. В 1467 году имя Зирихгеран впервые исчезает и появляется тюркоязычное название Кубачи, которое, по сути, является эквивалентом слов «мастера кольчуг» или «кольчужники».



Сохранить любой ценой


Ныне Кубачи, несмотря на немеркнущую оружейную славу, весьма скромный посёлок с населением менее 3000 человек. Не лучшие времена переживает и уникальная башня Акайла кальа, которая, к счастью, продолжает господствовать над местностью.


В середине XIX века башня была перестроена в жилой дом, т. к. её боевая функциональность потеряла смысл. Часть верхних этажей была разобрана, правда, в начале XX века третий этаж был отстроен заново. Однако уникальная историческая кладка претерпела значительные изменения, едва полностью не потеряв оригинальное лицо. В начале XXI века башня опустела вовсе и начала разрушаться под горными ветрами и снегопадами.

В 2009 году при поддержке министерства культуры Дагестана и силами молодёжи Кубачи башня была восстановлена с максимальной близостью к оригиналу, насколько это было возможно. Внутри самой башни был открыт своеобразный музей, воссоздающий антураж старинного кубачинского дома. Однако и этого крайне мало, т. к. древний Кубачи нуждается в проведении фундаментальных этнографических и археологических исследований целой группой учёных, чтобы белых пятен в истории стало меньше.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх