На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Чесменское сражение. Османский флот сгорел дотла

7 июля 1770 года завершилось грандиозное Чесменское сражение. Оно стало одной из самых впечатляющих морских побед России за всю ее историю. В феврале 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», которым 7 июля, среди прочих значимых для России дат, получило статус Дня воинской славы России.




Чесменское сражение стало одним из ключевых моментов в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Ему предшествовало Второе Пелопоннесское восстание, поднятое греческими патриотами против османского владычества и активно поддерживавшееся российской властью. Как известно, к началу войны Россия еще не имела флота в Черном море. Это создавало серьезные препятствия для поддержки греческой национально-освободительной борьбы. Поэтому в правящих кругах Российской империи возникла идея направить в Эгейское море эскадру русского флота с Балтийского моря. Первым эту идею озвучил в ноябре 1768 года Григорий Орлов, близкий к императрице Екатерине II. Государыня согласилась с мнением своего фаворита, после чего был назначен командующий экспедицией в звании генерал-аншефа – Алексей Орлов.



Чесменское сражение. Османский флот сгорел дотлаО нем следует сказать особо. К моменту начала экспедиции Алексею Орлову было всего 32 года. Он сделал молниеносную карьеру благодаря участию в дворцовом перевороте 1762 года, приведшем к власти Екатерину II. Если в начале 1762 г. Орлов служил в Преображенском полку в звании сержанта, то после переворота был произведен в майоры гвардии и генерал-майоры армии и получил графский титул. Каких-либо высоких руководящих должностей в армии или на флоте он не занимал, но поскольку был автором идеи броска российского военно-морского флота в Эгейское море, претворять в жизнь эту рискованную затею императрица доверила именно ему.

Перед экспедицией была поставлена задача организации поддержки греков Пелопоннеса и отвлечение сил Османской империи. Ставился и такой амбициозный план как прорыв эскадры к Константинополю, который, по мнению российского командования, мог вынудить Османскую империю к скорой капитуляции. Россия рассчитывала освободить Балканский полуостров от османского владычества, положив конец многовековым притеснениям христианских народов – греков, славян, валахов. Для организации экспедиции к 1768-1769 гг. сложились благоприятные обстоятельства. Во-первых, Дания, находившаяся в хороших отношениях с Российской империей, была готова пропустить российский флот через Зундские проливы и даже предоставить своих моряков.

Во-вторых, идею о российской экспедиции в Эгейское море положительно воспринимали и правящие круги Великобритании, стремившейся ослабить Османскую империю. Кстати, из британского флота на российскую службу также поступило некоторое количество опытных морских офицеров, которые значительно усилили качество личного состава экспедиции. В частности, одну из эскадр возглавил Джон Эльфинстон (на изображении) – капитан британского флота, принятый на русскую службу 30 мая 1769 года и вскоре произведенный в контр-адмиралы.

Шотландцем по происхождению был Самуил Грейг – 35-летний офицер британского флота, служивший в звании лейтенанта. Правда, он начал службу на русском флоте несколько раньше и в 1769 году уже был кадровым офицером, командуя линейным кораблём «Трёх Иерархов».

Вопрос об организации экспедиции был решенным. В ее состав включили 5 эскадр Балтийского флота, в том числе 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 20 линейных кораблей, 26 вспомогательных кораблей. Всего экспедиция насчитывала 17 тысяч человек личного состава, включая 8 тысяч морских десантников и 9 тысяч моряков. Первая эскадра экспедиции под командованием адмирала Григория Спиридова вышла из Кронштадта 29 июля (18 июля по старому стилю) 1769 года. В октябре 1769 года вышла вторая эскадра под командованием контр-адмирала Джона Эльфинстона, перешедшего на российскую службу с британского флота. Следующие эскадры отправились в Эгейское море уже после Чесменского сражения, поэтому о них мы рассказывать здесь не будем.

Российский военно-морской флот ко времени рассматриваемых событий еще не имел опыта морских походов на такие большие расстояния. Поэтому переход из Балтийского моря в Средиземное море сопровождался многочисленными проблемами, в том числе были и человеческие жертвы. Счет умершим из-за болезней шел на сотни. Тем не менее, к февралю 1770 г. первая эскадра адмирала Спиридова достигла Пелопоннеса. 28 февраля в бухте Итилона высадился русский десант под командованием секунд-майора Гавриила Баркова – офицера Курского пехотного полка. Хотя в десантном отряде было всего 14 человек, Баркову удалось быстро собрать вокруг себя свыше 1000 местных жителей – греков и арнаутов.

9 апреля русские корабли под командованием бригадира морской артиллерии Ивана Ганнибала осадили крепость Наварин. 21 апреля, после успешной осады, Наварин был взят и превратился во временную базу русского флота. К середине мая 1770 г. в район Пелопоннеса прибыла вторая эскадра под командованием контр-адмирала Д. Эльфинстона. К концу мая в районе залива Наполи-ди-Романья произошло очередное мощное сражение между русскими эскадрами и турецким флотом. В конце концов, турецкий капудан-паша Гассан-бей был вынужден отступать со своим флотом в сторону острова Хиос. Русские корабли устремились за ним в погоню. Было решено идти к Хиосу, а если турецкого флота там не окажется, то следовать к проливу Дарданеллы с целью их блокады.

5 июля (24 июня) 1770 г. началось Хиосское сражение. В Хиосском проливе столкнулись друг с другом русский и османский флоты. В состав русского флота входили 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 1 пакетбот, 3 пинка и ещё 13 более мелких судов. Османский флот был куда более внушительным и включал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых и вспомогательных судов. Фактическое командование османским флотом осуществлял Джезаирли Гази Хасан-паша. Еще юношей он, армянин по происхождению, был угнан в турецкое рабство, но принял ислам и поступил на султанскую службу. Долгое время он служил в Алжире, а к моменту Чесменского сражения был заместителем капудан-паши Ибрагима Хюсамеддина, который от руководства действиями флота устранился и поэтому его обязанности выполнял Джезаирли Гази Хасан-паша.

В 4 утра на корабле «Трёх Иерархов» капитан Самуил Грейг (на изображении) поднял сигнал «Гнать за неприятелем», после чего русские корабли начали наступление на османские позиции в Хиосском проливе. Ровно в 11.00 командующий русским флотом граф Орлов отдал приказ атаковать османский флот. Во время сражения взорвался флагман османского флота 80-пушечный линейный корабль «Реал-Мустафа», захваченный русскими моряками на абордаж. Одновременно с ним взлетел на воздух и «Святой Евстафий». Адмиралу Григорию Спиридову удалось покинуть «Святого Евстафия» за несколько минут до взрыва.

После того, как был уничтожен флагман «Реал-Мустафа», остальные корабли турецкого флота спешно отступили со своих позиций и укрылись в Чесменской бухте. Вход в бухту был практически сразу же заблокирован кораблями русского флота, которые стали готовиться к дальнейшему продолжению боевых действий против османских кораблей. Турецкий флот выстроился в две линии. В первой стояли 8 линейных кораблей, во второй – 7 линейных кораблей. Остальные турецкие корабли сосредоточились между линиями и берегом. Но такое расположение османского флота оказалось бездарным, поскольку первая линия не позволяла второй линии вести огонь по русским кораблям, а нахождение кораблей вблизи друг от друга облегчило обстрел позиций турок русской артиллерией. В результате обстрела турецкие корабли загорались, а так как они были расположены в непосредственной близи друг от друга, то огонь сразу же перекидывался на соседние корабли.

Весь день 6 июля турецкий флот подвергался обстрелу со стороны русских судов. В 17:00 обстрел турецких позиций начал бомбардирский корабль «Гром», вставший прямо перед входом в бухту. В 0:30 к обстрелу присоединился линейный корабль «Европа», чуть позже – линкор «Ростислав». В 1:30 один из турецких линейных кораблей взорвался в результате обстрела русской артиллерией. Вспыхнул пожар, который быстро распространился на другие корабли, стоявшие в бухте. Около 2:00 взорвался еще один османский корабль. После этого в бухту вошли брандеры, однако два из них были выведены османским огнем из строя. Тем не менее, брандеру лейтенанта Ильина удалось сцепиться с 84-пушечным османским линкором, после чего команда подожгла брандер и покинула его на шлюпке. Брандер взорвался и загорелся, передав огонь не только на турецкий линкор, но и на другие корабли турецкого флота. К 2:30 взорвались еще три турецких линейных корабля. В промежуток между 4:00 и 5:30 взорвались еще шесть линейных кораблей, а в начале седьмого часа утра – еще четыре линейных корабля. К 8 часам утра 7 июля 1770 года сражение в Чесменской бухте закончилось победой русского флота. Османскому флоту был нанесен сильнейший ущерб.

Поражение османского флота в Чесменском сражении было сокрушительным. Потери составили 15 линейных кораблей (из 16, участвовавших в сражении), 6 фрегатов (из 6, участвовавших в сражении). Уцелевший линейный корабль был захвачен русскими. Погибло около 11 тысяч османских моряков. Русский флот потерял в сражении несопоставимо меньше и людей, и кораблей. Так, потери флота составили всего 4 брандера, а личный состав потерял около 20 человек. При этом в Хиосском сражении русский флот потерял 1 линейный корабль «Святой Евстафий» и 636 человек, погибших при его взрыве.

Известие о победе русского оружия в Чесменской битве было с восторгом воспринято не только Российской империей, но и практически всем христианским миром. Императрица Екатерина II лично поздравила графа Алексея Орлова, командовавшего русским флотом и особо подчеркнула при этом, что вся Европа удивляется храбрости русских моряков, а великие европейские державы прямо завидуют победам российского оружия. Естественно, что герои Чесменского сражения не могли остаться без боевых наград. Адмирал Григорий Спиридов (на изображении) получил орден Св. Андрея Первозванного, граф Алексей Орлов и капитан Самуил Грейг получили ордена Св. Георгия 2-й степени. Капитаны Федот Клокачев и Степан Хмелевский были удостоены орденов Св. Георгия 3-й степени, а командиры брандеров и еще несколько офицеров флота – кресты ордена Св. Георгия 4-й степени.

Граф Алексей Орлов с этого времени стал именоваться Орловым-Чесменским и получил звание генерал-аншефа с правом поднятия кайзер-флага и внесения его в родовой герб. Кстати, ему же было доверено и формирование «Албанского войска» из числа греков и православных албанцев, служивших на русском флоте. Уже после окончания русско-турецкой войны под поселения албанского войска были отведены места в окрестностях Керчи и Еникале.

Победа в Чесменском сражении способствовала серьезному перелому в русско-турецкой войне. Основной османский флот, принимавший участие в сражении в Чесменской бухте, был уничтожен. Это открыло для русского флота возможность начать блокаду Дарданелл. Однако, поскольку у османов еще оставались значительные военно-морские силы, от плана по блокаде Константинополя граф Орлов отказался. Весь следующий 1771 год турецкий флот практически не предпринимал никаких активных действий в Эгейском море.

Для современной России очень важна память о Чесменском сражении. Во-первых, эта героическая страница в нашей истории еще раз побуждает нас вспомнить о храбрости и беззаветной преданности своей стране русских моряков, солдат, офицеров, генералов и адмиралов того времени. Во-вторых, она демонстрирует превосходство полководческого и флотоводческого талантов русских военачальников, которые смогли блестяще организовать такую сложную морскую операцию. В-третьих, Чесменское сражение символизирует заботу России о христианских народах Балканского полуострова и Средиземноморья, которые в то время находились под властью Османской империи. Весь XVIII и XIX вв. Российская империя оказывала очень серьезную помощь балканским народам, стремившимся освободиться из-под власти Османской империи. Благодаря помощи России греческий, болгарский, сербский, румынский народы получили долгожданную политическую независимость, возможность свободно исповедовать свою религию, сохранять национальную культуру и национальную идентичность. И Чесменскому сражению в борьбе за освобождение балканских народов принадлежит особая роль.

К сожалению, далеко не всеми представителями политических и интеллектуальных элит Балканского полуострова вклад России в освобождение их стран от османского господства был оценен в должной мере – сказалось постоянное идеологическое и финансовое влияние западноевропейских держав, конкурировавших с Россией за влияние в регионе. Но участие в борьбе против османского господства все равно остается одной из наиболее светлых страниц истории русского военного и морского присутствия в Средиземноморском регионе.
Автор: Илья Полонский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх