На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Победа над Степью. Как князь Владимир Мономах научил степных кочевников уважать русскую силу?

Миграция тюркских племен на запад из глубин Азии для русских княжеств оказалась серьезным испытанием. В областях, граничивших со степными просторами, земледелие на плодородных землях не могло развиваться из-за постоянных набегов жадных кочевников. Половцы (куманы) уводили в свои становища пленных, скот, опустошая цветущие селения.

 

Естественно, князья лишались доходов и трудоспособного населения. Русские княжества предпринимали с середины 11-го века постоянные рейды для обуздания половцев. Но иногда наказать хищников должным образом не удавалось из-за вражды князей. Не всегда они действовали сообща, тщательно готовясь к боям в степных рейдах.

 

Киевский князь Владимир Мономах решал половецкую проблему кардинально и комплексно. В 1103 году им был предпринят первый масштабный поход, который завершился разгромом ряда половецких кочевий. Пригрозив врагам мечом, Владимир Мономах перешел к дипломатии. Он заключил с ближайшими родами половцев союз, скрепив его династическим браком. Сыновья князей Владимира Мономаха и Олега Святославича взяли в жены дочерей половецких ханов.

 

Воины половецких племен (куманы)

 

Но мирное сосуществование с половцами сохранялось только восемь лет. В 1111 году пришлось русским готовиться к новому нашествию на степи. Но этот поход предварялся широкими разведывательными мероприятиями. В места кочевий врага были высланы надежные лазутчики, которые собрали обширную информацию о перемещениях орд.

 

Военную операцию подкрепили идеологически. Выступление на степняков рассматривалась как карающая акция в защиту христиан, которые страдали от набегов неверных язычников. Перед походом священники благословили дружины, окропляя воинов святой водой, прошел крестный ход. Русские воины вышли из города Переяславля в сопровождении процессии, которая несла большой крест. Духовенство шествовало перед войском на протяжении 11 верст. С собой в обоз ратники брали походные алтари и церковную утварь.


Фактически это был первый крестовый поход русских князей на степных язычников. Владимир Мономах, получается, действовал в соответствии с общеевропейскими обычаями той эпохи. В Европе тогда разгоралась кампания по организации крестовых походов в Святую землю дл освобождения от сарацин Гроба Господня.

 

"Повесть временных лет" обстоятельно рассказывает о проходе войска Владимира Мономаха к Дону. Дружины преодолели реки Псел, Ворсклу с пением тропарей и славя Богородицу. В близости от кочевья хана Шарукана киевский князь приказал священникам провести молебен, а ратникам облачиться в доспехи.

Князь Владимир Мономах, каким его увидели современные художники

 

Историки считают, что упоминаемой в летописях рекой Сальницей, где произошла грандиозная битва, мог быть приток Тора Кривой Торец. Его верховья и верховья Кальмиуса находятся почти рядом, берут начало с одной возвышенности – водораздела бассейнов Днепра и Дона, по которому и проходил Муравский шлях.

 

По пути русские предавали огню любые половецкие селения, уничтожали самих степняков и их стада. 24 марта 1111 года выстроились в степи у Дона половецкие орды. Они сразу же бросились в атаку на русских. Согласно сведениям летописца, Владимир сказал: «Здесь смерть нам, так станем же крепко». Ратники прощались друг с другом перед смертным боем, а потом рубились с нехристями крепко, не жалея себя и призывая с молитвой Господа.

 

Охота князя Владимира Мономаха на зубров

 

Вот свидетельство "Повести временных лет": "… . И так были побеждены иноплеменники, и пало множество врагов наших, супостатов, перед русскими князьями и воинами на потоке Дегея. И помог Бог русским князьям. И воздали хвалу Богу в тот день. И наутро, когда настала суббота, праздновали Лазареве воскресение, день Благовещенья, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу и дождались воскресенья. В понедельник же Страстной недели вновь собрали иноплеменники многое множество полков своих и двинулись, словно огромный лес, тысячами тысяч. И окружили полки русские. И послал Господь Бог ангела на помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сошлись в первой схватке полки, и грохот стоял подобный грому. И битва жестокая завязалась между ними, и падали люди с обеих сторон.

И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, половцы обратились в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы, невидимо <кем> ссекаемые, падали на землю. И победили их в понедельник Страстной недели, месяца марта в 27-е. Перебито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице. И спас Бог людей своих. Святополк же, и Владимир и Давыд прославили Бога, даровавшего им такую победу над погаными, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников многих похватали руками. И спросили пленников, говоря: «Как это случилось: вас была такая сила и такое множество, а не смогли сопротивляться и вскоре обратились в бегство?» Они же отвечали, говоря: «Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в оружии светлом и страшные и помогали вам?» Это только и могли быть ангелы, посланные Богом помогать христианам. Это ведь ангел вложил Владимиру Мономаху мысль призвать братьев своих, русских князей, на иноплеменников…

 

Бой в степи русской дружины с половцами

 

Так вот и теперь с Божьей помощью по молитвам святой Богородицы и святых ангелов возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она, на славу Богу всегда и ныне и присно во веки, аминь".

 

В первой фазе боя погодные условия для русских были неблагоприятные. В лицо дул резкий ветер, пошел ливень. Половцы сломали свой боевой порядок. Центр русских держался, благодаря мужествву киевлян. Но половцы вот-вот могли его прорвать.

Тогда на помощь ратникам подоспел князь Мономах. Он передал управление правого фланга сыну Ярополку. В центре показался княжеский стяг, что воодушевило воинов, паника прекратилась. Половцы утратили прежний пыл и побежали к бродам через реку. Во время преследования русские порубили свыше 10 тысяч врагов.

 

Так в марте 1111 года во время похода в Донские степи Владимир Мономах одержал блестящую победу над половцами в битве при Сальнице. Благодаря героизму и решительности русских дружин было разгромлено огромное половецкое войско, а набеги половцев на Русь прекратились.

 

По легенде, над победоносным русским воинством с небес трубили ангелы в сверкающих одеждах. Возможно, такое видение и могло иметь место, если учитывать тот религиозный экстаз, который намеренно подогревался в войсках Мономаха.

Из кровавой сечи удалось выбраться только небольшой части половецкого воинства во главе с ханом Шаруканом. Они спаслись в степных просторах. Еще часть половцев пробилась в Грузию, где поступили на службу к царю Давиду IV. После истребления лучших войск половцы надолго прекратили свои набеги на русские земли.

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх