На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Польский и Бессарабский походы РККА и уроки истории

78 лет назад, в июне-июле 1940 г., Рабоче-крестьянская Красная армия провела одну из самых успешных операций в своей истории – практически бескровно всего за шесть дней вернула в состав Советского Союза Бессарабию (Бессарабский поход РККА).

Чтобы в полной мере оценить этот результат, необходимо мысленно вернуться ещё на год раньше, в 1939 год, когда состоялся 12-дневный Польский поход РККА, ставший своего рода предтечей Бессарабского похода, и вспомнить, какая геополитическая обстановка складывалась тогда у границ СССР.

С первых дней своего существования советское государство столкнулось с неприкрытой враждебностью западных держав. Советский Союз появился из груды осколков бывшей Российской империи, появился там, где по замыслу западных стратегов должна была зиять воронка геополитической нестабильности. Поддержанный Западом процесс декомпозиции евразийского геополитического пространства был остановлен, окраины бывшей империи плотно сжались в кулак, возникли полюс силы и социально-экономическая модель, альтернативная капиталистическому Западу.

Этот-то полюс силы Запад и хотел раздавить. Двум тиграм тесно в одной клетке, двум цивилизационным моделям тесно на одной планете. Но если молодая советская держава была истощена Гражданской войной и голодом и помышляла не столько о реальном экспорте революции, сколько о банальном выживании, западные страны были полны сил и задора добить слабака.

Процесс добивания начался сразу после неудачной для Российской империи Первой мировой войны. Румыния оттяпала Бессарабию в 1918 г., Польша после неудачной для СССР советско-польской войны 1920 г. забрала «крессы всходни» – восточные территории Польской короны (Западная Белоруссия, Западная Украина, юго-восточная Литва).

Западные границы СССР представляли собой обрубок совершенно невыгодной конфигурации со стратегической точки зрения. Например, сегодня расстояние от Минска до польской границы – менее 500 км. В 1939 г., когда Западная Белоруссия была в составе Польши, было и того меньше. А от Минска до Москвы – всего 800 км, и выдвинутые на восток границы Польши представляли реальную угрозу нашей стране.

Не стоит забывать, что вторая половина 1930-х гг. была периодом политической дружбы Польши с Третьим рейхом и его союзниками. Когда перед Второй мировой войной в Польшу прибыл с визитом венгерский союзник Гитлера маршал Хорти, его приветствовали на улице тысячи восхищённых поляков. Католическая Польша верила, что в союзе с католической Венгрией и Третьим рейхом она расширит свои границы на восток.

Варшава всерьёз надеялась вместе с Гитлером обрушиться на СССР и заграбастать всю Белоруссию, всю Украину и всю Литву. Фюрер позволял полякам так думать, и в 1939 г. Польша пала жертвой собственной алчности и беспринципности. Это сегодня она предстаёт перед нами в антифашистском образе, а в 1936-1937 гг. на вопрос «Польша против Гитлера?» вовсе не было однозначного ответа.

1 сентября 1939 г. немцы вторглись в Польшу. Заигрываниями с фюрером поляки не спаслись от разгрома. На 17-й день войны с востока в Польшу вошли части РККА. Заняв только западно-белорусские и западно-украинские территории, и ни пяди не зайдя на этнические польские земли, части РККА восстановили историческую справедливость.

В память о тех событиях появилась «Песня красных полков»: «Белоруссия родная, Украина золотая, наше счастье молодое мы стальными штыками оградим

Польские историки постоянно тычут нам в лицо пактом Молотова–Риббентропа и «совместным парадом» немецко-советских войск в захваченном польском Бресте. Но, во-первых, они как-то «забывают», что в 1938 г., т.е. за год до подписания советско-германского пакта о ненападении похожий пакт с Германией заключили ведущие западные державы – Великобритания и Франция.

У Польши тоже были договорённости с немцами, на основании которых она участвовала в разделе Чехословакии в 1938 г. По итогам которого, кстати, состоялся самый что ни на есть настоящий парад Войска Польского и вермахта.

Польский маршал Э. Рыдз-Смиглы и немецкий атташе генерал-майор Б. фон Штудниц на параде «Дня независимости» в Варшаве 11 ноября 1938 г. Тёплые союзнические рукопожатия после уничтожения Чехословакии

В тот момент только СССР оставался дипломатически совершенно незащищённым перед германской военщиной. Если ты откажешься от вынужденного диалога с потенциальным противником, вместо тебя с ним в диалог вступят другие. И они с ним договорятся, а ты и твои интересы останутся за рамками их договорённостей.

Запад аккуратно подталкивал Гитлера к войне против СССР. Пактом Молотова–Риббентропа советские власти пытались предотвратить войну, но смогли лишь отсрочить.

Во-вторых, Брест никогда не переходил полякам добровольно, и он – не польский. В-третьих, никакого советско-немецкого парада в полном понимании этого слова не было. Комбриг Семён Кривошеин сразу отклонил просьбу командующего немецкими соединениями генерала Гудериана о полноценном параде. Вместо этого немецкие части маршем покинули город, вслед за ними также маршем в город вошли части РККА. На трибуне за этим наблюдали Кривошеин и Гудериан, что было стандартной в таких обстоятельствах процедурой военно-дипломатического протокола.

Вернемся, однако, к Бессарабскому походу РККА. Внешняя политика Румынии в ту эпоху мало чем отличалась от польской. Предвоенные годы были периодом наибольшего территориального размаха румынского государства. Поглотив Буковину и Бессарабию, оно стало именоваться Великой Румынией. Бухарест тоже надеялся на союз с Гитлером. И вёл себя соответствующим образом.

Румынские провокаторы регулярно обстреливали советских пограничников (замнаркома внутренних дел И. Масленников просил Москву принять срочные меры). В апреле 1940 г. дошло до минирования румынскими диверсантами моста через Днестр (МИД СССР направил Бухаресту соответствующий протест). Румынский премьер Георге Тэтэреску (брат лидера партии румынских нацистов Штефана Тэтэреску) заявил послу Германии в Румынии о готовности Бухареста к военному сотрудничеству с Берлином.

Лишь после того как министр иностранных дел Германии Риббентроп дал понять румынскому послу, что Берлин не намерен вмешиваться в конфликты Румынии с СССР, Бухарест смягчил свою позицию по отношению к Москве. Но обвести таким трюком вокруг пальца опытных кремлёвских дипломатов румынам не удалось. Москва предъявила Бухаресту ультиматум и потребовала отдать то, что досталось Румынии не по праву – Северную Буковину и Бессарабию.

Операция была проведена образцово. Благодаря умелой и своевременной подготовке похода румынские войска практически не оказали сопротивления. Вернув в свой состав Северную Буковину и Бессарабию, СССР отодвинул границу от Киева и Одессы, важной базы советского Черноморского флота для выхода в Средиземноморье (раньше румынская граница проходила менее чем в 80 км), дальше на запад; добился более выгодной стратегической конфигурации советско-румынского пограничья, что помогло при отражении нападения румынских войск на СССР 22 июня 1941 г.

Население приветствует части Красной армии во время парада в Кишиневе 3 июля 1940 г.

Румыния и Польша были тогда союзниками точно так же, как они являются союзниками сегодня (в 2009 г. Варшава и Бухарест подписали соглашение о стратегическом партнёрстве до 2019 г.). Не случайно после разгрома Польши нацистами многие польские офицеры бежали именно в Румынию.

Накануне Второй мировой войны Польша и Румыния ориентировались на Третий рейх, надеясь сокрушить Советский Союз. Сейчас они ориентируются на НАТО с той же целью – сокрушить Российскую Федерацию, образовавшуюся на том же геополитическом полюсе силы, где раньше были Российская империя и Советский Союз. Тогда это называлось «Восточным валом» для сдерживания Советского Союза, сейчас это называется восточным флангом НАТО для сдерживания России. Как накануне 1941 г., так и сейчас, поляки и румыны распределили геополитические обязанности: первые берутся контролировать Балтику, вторые – Чёрное море. История их, судя по всему, не учит.

Польский и Бессарабский походы РККА окончательно разрушили польско-румынский геополитический союз. Советский Союз сумел обыграть Варшаву и Бухарест и на дипломатическом, и на военном поле. Суммарные потери РККА в двух походах составили, по разным оценкам, от 737 до 1,5 тыс. военнослужащих.

В результате этих походов в состав Украины, Белоруссии и Молдавии вошли территории общей площадью более 146 тыс. кв. км. В 1948 г. Румыния вдогонку передала СССР остров Змеиный. Характерно, что в 2009 г. газоносный шельф острова, доставшегося после распада СССР самостийной Украине, был бездарно профукан под руководством майданного президента Виктора Ющенко и снова передан под юрисдикцию Румынии.

Польские и румынские СМИ сегодня не жалеют чёрной краски, изображая Польский и Бессарабский походы как преступления сталинского режима. Это значит, что Варшава и Бухарест больны реваншизмом и не усвоили как следует уроков истории.

______________________

Фото http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1247236&len...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх