На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Пенсия за контрабанду

При пересечении государственной границы любой страны первая встреча на той стороне всегда с местным пограничником. Где-то рядом с ним находится представитель таможни. Они, как близнецы-братья, всегда рядом. Потому что обе границы – государственная и таможенная (внешнеэкономическая) часто рассматриваются как единое целое. Хотя и охраняются разными ведомствами.


В нашей стране исторически сложилось, что таможенные рубежи практически совпадали с размещением пограничных станиц и сторожевых постов на окраинах земель русских. С древнейших времен и до XIX века погранично-таможенная система России развивалась как единое формирование.

Пенсия за контрабанду



Выросли из таможенной шинели

Испокон века в русских княжествах, а затем и в царствах на Руси таможенные сборы получали мытари. Платежами облагались на море и на суше купцы с привозным товаром. Само понятие «таможня» появился позже. Длительный период в нашей истории таможни на местах часто отдавались на откуп. Заправляли всеми местными таможенными делами специально выбираемые из торгового люда «таможенные головы» и «целовальники». Термин «целовальники» тоже имел важный смысл. Выборные таможенники при вступлении в должность принародно давали клятву «вести дела по чести» и целовали в том крест. Грамотные дьяки и подьячие вели учет в специальных таможенных книгах. При этом «таможенные головы» обычно выбирались из успешных купцов и денег за свою службу они, как правило, не получали. С некоторыми изменениями такая ситуация на границах русского государства сохранялась достаточно долго.

Крутые реформы в организации таможенного дела провела императрица Екатерина II. Она впервые полностью перевела все таможни в казенное подчинение. Одновременно была учреждена таможенная стража на границе — «для отвращения потайного провоза товаров». Стражники и объездчики стали набираться на службу из добровольцев. Таможенные чиновники оставались на гражданской службе. Таможенная стража стала выполнять две функции одновременно – охрана границы и таможенный контроль товаров.

В начале 1811 года военный министр Барклай де Толли доложил императору Александру I подготовленное им положение об устройстве военной стражи на границах. Речь шла только о западных рубежах империи. В результате войн Наполеона в Европе в движение пришли большие массы людей, искавших места укрытия для своих семей и своего имущества. Да и торговля развивалась стремительно.

Император утвердил документ, который предполагал системное обустройство и охрану границы казаками. Вся западная граница была разбита на участки в 150 верст каждый. На такой участок выделялся для охраны казачий полк. Участки делились на равные части по 10 верст, где несли службу 30 казаков. Теперь пересекать границу и провозить товары можно было лишь через таможню с уплатой всех положенных таможенных сборов и пошлин.

В августе 1827 года император Николай I утвердил новое положение о пограничной таможенной страже. Впервые в отечественной истории были созданы специальные воинские формирования для несения службы на границе. Опять же речь шла только лишь о европейской части империи, где были сформированы 13 таможенных округов. В каждом из таких округов, в зависимости от его размера и значимости, размещалось от бригады до отдельной роты стражников. Стражники набирались из армейских нижних чинов. Командовали ими военные чины, переведенные из армейской пехоты и кавалерии. Части и подразделения пограничной таможенной стражи подчинялись начальникам таможенных округов, а на местах – гражданским таможенным чиновникам. Общее руководство военной структурой пограничной таможенной стражи в империи осуществлял департамент внешней торговли Минфина.

Император Николай I был большим знатоком и любителем форменной одежды. Все казенные ведомства и министерства имели свои образцы форменной одежды. Чинам пограничной таможенной стражи утвердили мундиры из зеленого сукна. С тех пор этот цвет прочно закрепился за пограничными войсками. Одновременно были однообразно упорядочены снаряжение, вооружение, снабжение и внутренний порядок в воинских формированиях пограничной стражи. Однако после этого прошло еще несколько десятилетий, прежде чем пограничная служба выросла из таможенной шинели и стала самостоятельным военным ведомством.

Минфин на страже границы

Отдельный корпус пограничной стражи (далее – ОКПС), как специальное воинское формирование, был создан в 1893 году по именному указу Александра III. До этого времени охрана границ Российской империи осуществлялась под руководством отделения пограннадзора, являвшегося структурным подразделением департамента таможенных сборов Минфина. Поэтому министр финансов Российской империи практически всегда осуществлял общее руководство пограничными и таможенными делами. Кстати, министр одновременно имел звание шефа пограничной стражи.

Первым шефом погранстражи стал министр финансов граф Витте. Ему подчинялись командир и штаб корпуса. Таким образом, исторический формуляр пограничной стражи логично было бы вести с 15 октября (по старому стилю) 1893 года. Возможно, и День пограничника надо бы отмечать в эту дату, а не в привычный нам праздничный день в конце мая. Правда, в то время этих военнослужащих называли стражниками. Пограничниками они стали называться позже. Поэтому российские пограничники в эти дни торжественно отмечают 100-летие погранвойск, которые ныне входят в состав ФСБ России.

Как уже отмечалось, изначально пограничной стражей руководили гражданские чины таможенного ведомства. Такая ситуация сохранялась и в начальный период формирования ОКПС. Фактически ситуация была парадоксальной: военные стражники подчинялись гражданским таможенникам. И только благодаря настойчивым усилиям Витте, сумевшего убедить императора, удалось добиться полной самостоятельности пограничной стражи.

Корпус имел организованную по-военному структуру и вертикаль управления: пограничный округ – бригада – отдел – отряд – пограничный пост. Для охраны морских рубежей в подчинение командира ОКПС была передана вся Балтийская таможенная крейсерская флотилия из 10 крейсеров. Численность погранстражи по штатному расписанию того времени была сравнительно небольшой – всего около 37 тыс. личного состава, из них примерно тысяча офицеров и генералов. Командир ОКПС пользовался правами командующего военного округа. В военное время погранстража переходила в подчинение военного министерства и, наравне с армией, участвовала в военных действиях.

Несмотря на проведенную реорганизацию, у погранстражи и таможни многие задачи оставались общими, хотя мундиры стали разными. К тому же по Таможенному уставу от 1904 года была создана новая структура таможенных органов империи. Таможенная система страны теперь тоже представляла строгую вертикаль управления, включавшую в себя департамент таможенных сборов Минфина, окружные (участковые) таможенные управления, а также таможни, заставы, посты и контрольно-пропускные пункты. Из года в год росли объемы таможенных сборов и пошлин. Они прочно заняли 2-е место в статье госдоходов. Лишь только казенная торговля спиртными напитками приносила больший доход в казну. При этом на охрану границ, содержание погранстражи и таможенной службы расходовалось только от 8 до 10% из ежегодных таможенных доходов.

Поимка контрабандистов как доходное дело

Одной из общих и весьма важных задач погранстражи и таможенников являлась борьба с контрабандой или, как тогда говорили, «поимка товаров с провозителями». Стражники совместно с таможенниками, каждый на своем посту, стремились выявить и пресечь эти правонарушения. При этом следует иметь в виду, что в те времена многие приграничные жители, да и купцы тоже, часто рассматривали беспошлинный незаконный провоз товаров через границу как доходный вид коммерции. С развитием внешней торговли в империи эта проблема обострялась и принимала все большие масштабы. Порой, сил и возможностей погранстражи бывало недостаточно. Тогда для проведения спецопераций по поимке контрабандистов и поиску контрабандных товаров, помимо стражников и таможенников, привлекались армейские части и полиция, расположенные в ста верстовой полосе от границы.

Для успеха дела была создана система мотивации личного состава погранстражи. За каждого пойманного нарушителя границы с контрабандным товаром или «провозителя» с оружием в руках в конце XIX — начале XX веков выдавалось денежное вознаграждение в размере до 45 рублей серебром из таможенных сумм. Кроме того, 50% от суммы денег, полученных от продажи конфиската, выдавалось «поимщикам или открывателям, по мере их участия». Другая половина из этой суммы перечислялась в казенные капиталы: по 10% отправлялось в пенсионный капитал и в накопления для увечных. Оставшиеся суммы в размере 30% поступали в капитал департамента внешней торговли Минфина.

«Устав о пенсиях и единовременных пособиях по таможенному ведомству и Отдельному корпусу пограничной стражи» предусматривал особую, так сказать, пенсионную мотивацию для стражников. «Для вящего поощрения поимщиков к задержанию тайно-водворяемых товаров в пределах пограничной черты» применялись особые правила в виде прибавки офицерам ОКПС к пенсионному стажу по одному дополнительному году выслуги в следующих случаях:

1) за 3 «поимки товаров с провозителями, учиненные правильно» при стоимости каждой партии контрабанды в пределах от 1500 до 7500 рублей;
2) при цене каждой «поимки с провозителем» ниже 1500 рублей засчитываются 10 «поимок» незаконно провозимых товаров;
3) за 1 «поимку с провозителем» стоимостью свыше 7500 рублей.

Так вознаграждались стражники границы за находчивость и риск прибавками к расчетному пенсионному стажу по выслуге лет.

При этом стражникам строго воспрещалось требовать и принимать какие-либо подношения от посторонних лиц деньгами, товарами либо услугами. Взятка считалась тяжелым служебным преступлением и по закону строго наказывалась. Одновременно закон защищал стражников границы и таможенников от насилий или оскорблений при несении службы.

Предельный возраст – по чинам

В начале ХХ века служба военных чинов погранстражи была ограничена возрастными пределами. В октябре 1908 года императором Николаем II были утверждены временные правила о предельном возрасте чинов ОКПС на 3-х летний период. Это была весьма гибкая возрастная конструкция, которая, как сейчас сказали бы, вводилась в тестовом режиме. Власти понимали, что нельзя «рубить с плеча» или всех числить «под одну гребенку». Временные правила предусматривали разные возрастные пределы службы для всех категорий пограничных чинов и военных чиновников. Разброс возрастных ограничений службы в ОКПС составлял 20 лет. Например, помощник командира ОКПС мог служить до 67 лет, а капитан-лейтенант пограничной флотилии только до 47 лет. В целом, штаб-офицеры служили, в зависимости от занимаемой должности, до 58-60 лет. А все обер-офицеры – до 55 лет. Служба военных чиновников по медицинской и ветеринарной части также разделялась по должностям и имела возрастные ограничения в пределах 58-60 лет. Но по ходатайству командира ОКПС при одобрении шефа погранстражи и с разрешения царя они могли продолжать служить и сверх возрастных ограничений. Для чинов военно-судебного ведомства предельный возраст на тот момент времени в империи установлен не был. Поэтому те из них, кто был прикомандирован к ОКПС, проходили службу без каких-либо возрастных ограничений.

Георгиевские кавалеры в чинах генералов, штаб- и обер-офицеров по их желанию оставались служить и после достижения предельного возраста. Однако для этого надо было иметь хорошее здоровье и «отличные во всех отношениях аттестации». При этом Георгиевский крест, являвшийся знаком отличия ордена Св. Георгия для нижних чинов, таких преимуществ не давал.

Пенсион по кавалерийским нормам

Согласно Уставу о пенсиях и единовременных пособиях по ОКПС, пенсии чинам погранстражи назначались наравне с офицерами армейских кавалерийских полков. По существовавшему в начале ХХ века порядку, чины пограничной стражи накануне достижения предельного возраста должны были подавать по команде прошение об увольнении от службы и назначении пенсии. Будущий военный пенсионер должен был самостоятельно рассчитать время прохождения его прошения по бюрократической цепочке принятия решения с учетом того, чтобы в штаб корпуса погранстражи оно должно поступить за месяц до его увольнения. При этом во внимание не принималось степень отдаленности места службы от штаба ОКПС. А если прошение поступило позже установленного срока, то увольнение все равно оформлялось в день достижения предельного возраста, но без оформления пенсии и без производства в очередной чин, даже если офицер погранстражи был для этого аттестован. Пенсия в этом случае оформлялась уже по иной процедуре после подачи нового прошения.

Пенсия за беспорочную выслугу лет чинам погранстражи назначалась по армейским правилам: 1) за 25 лет службы начислялось 50% от денежного довольствия, а за каждый последующий год – по 3% дополнительно (максимально 9 лет или плюс 27%); 2) за 35 лет и более полагалась пенсия в размере полного денежного содержания. Помимо пенсии от казны, возможно было получение пенсионных выплат из эмеритальной касса при условии определенного срока участия в ней и уплаты взносов. Сохранялись также все орденские пенсии.

Одной из особенностей начисления пенсии было условие пребывания в последней должности и в чине не менее 2-х лет. Если срок был меньше, то пенсия рассчитывалась из расчета окладов по предыдущим должности и чину. Сроки выслуги сокращались при увольнении по ранению, болезни или увечью. В ряде отдаленных местностей Российской империи были установлены дополнительные льготы и преимущества, в том числе и по расчету выслуги лет для начисления пенсии. При обычном начале службы юнкером с 16 лет на полную пенсию можно было рассчитывать уже начиная с возраста 51 год. Но это, конечно, при благоприятных обстоятельствах и при условии соблюдения сроков выслуги в чинах и должностях. Об увольнении чинов погранстражи объявлялось в Высочайшем приказе. В этих правилах существовало исключение. Все увольнения приостанавливались при переходе войск на военное положение и в случае начала военных действий.

Выплата пенсий прекращалось в связи с пребыванием за границей долее 5-летнего дозволенного срока, при поступлении в монашество, в случае безвестного отсутствия или в связи с осуждением по судебному приговору к наказанию, предусматривающему лишение прав на военную пенсию. Пенсионное обеспечение вдов и сирот стражников производилось в рамках общего устава о пенсиях, применительно к чинам армейской кавалерии.

Современные стражи границ чтят традиции и приумножают славу своих предшественников. Пограничники приказов отступать не получают. Они до последнего защищают рубежи Родины.

Пусть для всех наших недругов граница России всегда будет на надежном замке. Наши поздравления со 100-летним юбилеем пограничных войск!
Автор: Михаил Сухоруков
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх