На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Фердинанд фон Цеппелин: борьба со стихией длиною в жизнь

Двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия стали для дирижаблей золотой эпохой. А главной звездой того времени было воздушное судно LZ 127 «Граф Цеппелин». За свою долгую жизнь дирижабль провел в воздухе более 17 тысяч часов, совершил без малого 600 вылетов, преодолев порядка 1,7 миллиона километров. Только представьте: «Граф Цеппелин» 143 раза пересекал Атлантику и 1 раз — Тихий океан!




Журналисты не уставали петь дифирамбы воздушному судну, его популярность считали мистической. При этом люди прекрасно знали о том, что дирижабли являлись, наверное, самым опасным из существовавших тогда транспортных средств. Ведь в те годы человек ещё не мог серьёзно противостоять погодным условиям. Поэтому аварии случались часто, но немцы упрямо и педантично создавали новые судна.


Так продолжалось вплоть до 6 мая 1937 года, когда потерпел крушение LZ 129 «Гинденбург». Трагедия вызвала большой общественный резонанс. Из-за разразившегося скандала дирижабли лишили статуса пассажирских транспортных средств. Не пощадили даже ветерана «Графа Цеппелина», превратив его в музей. Когда же началась Вторая мировая война, это судно, как и его ближайший родственник «Граф Цеппелин II» (LZ 130, построенный в 1938 году), разобрали на запчасти. На этом эпоха дирижаблей закончилась.

Суда недаром носили имя графа Фердинанда фон Цеппелина. Этот человек всю свою жизнь посвятил осуществлению мечты — сделать дирижабли безопасными. Идти к намеченной цели графу было тяжело, ошибки и провалы преследовали его буквально на каждом шагу. Но Фердинанд фон Цеппелин с фанатичным упрямством доказывал всему миру, что, если верить и трудиться, все получится.

[/b]Отряд самоубийц[b]

Казалось, 1896 год станет прорывом для воздухоплавания. Когда доктор Вельфер сумел оторваться от земли и взмыть к облакам на аппарате с двигателем внутреннего сгорания Даймлера и Бенца, инженеры и конструкторы ликовали, думая, что верная дорога найдена. Но уже второй полет перечеркнул предыдущий успех. Из выхлопной трубы силового агрегата вылетела искра. И все бы ничего, но через оболочку просачивался водород. Дирижабль буквально разорвало на куски из-за мощнейшего взрыва. Вместе со своим детищем погиб и творец…

Катастрофа не поставила крест на эволюционном пути дирижаблей. Во многом благодаря графу Фердинанду фон Цеппелину, уроженцу города Констанца.



К 1863 году за плечами двадцатипятилетнего мужчины были военная академия и звание лейтенанта вюртембергской армии. Но военная муштра ему наскучила. Фердинанд взял отпуск и отправился в университет Тюбингена, чтобы освоить общественно-политические науки, а заодно химию и машиностроение. В 1863 году его отправили в США как военного наблюдателя. В то время США сотрясала война между Севером и Югом. Там, на чужой земле, Фердинанд впервые совершил полет. Точнее, полетом это можно назвать с большой натяжкой. Фон Цеппелин просто поднялся в воздух на привязанном аэростате. Одного такого «полета» оказалось достаточным. Немец вдруг понял, что уже не сможет прожить без неба.

В середине шестидесятых годов 19-го века ему пришлось вернуться на родину. Сначала фон Цеппелин принял участие в прусско-австрийской, а затем в франко-прусской войнах. В последней он показал себя хорошим разведчиком. Во время боевых действий с французами Фердинанд активно использовал воздушные шары. Они оказались очень удобными для наблюдения за противником.

Чуть позже Фердинанд познакомился с докладом Генриха фон Штефана — человека, который являлся отцом Всемирного почтового союза. В том документе он предлагал для более быстрой доставки почты использовать аэростаты. Открывающиеся перспективы так сильно поразили Цеппелина, что он решил посвятить жизнь созданию таких летных машин.

Первый блин

В 1887 году Фердинанд отправил королю Вюртенбергскому особое письмо, в котором подробно описал свою идею создания целого флота огромных воздушных кораблей. Объяснил фон Цеппелин и то, что радеет о высочайшей военной силе Германии. И без «небесного воинства» выйти в лидеры не получится. Кроме того, в мечтах конструктора дирижабли смогли бы облегчить немцам освоение не только Африки, но даже Северного полюса.

То послание (меморандум) пресса и общественность восприняли неоднозначно. Одни смеялись, другие критиковали, третьи скептически качали головами. Но Цеппелин был не из тех, кто сразу сдается.

…Шло время. В 1891 году фон Цеппелин вышел в отставку в звании адъютанта короля Вюртембергского. Поскольку свободного времени стало много, Фердинанд решил полностью посвятить его главному делу свой жизни. Накопленные средства пошли на строительство специализированной мастерской у Боденского озера, а также на оплату услуг талантливых инженеров. Во главе группы изобретателей встал Теодор Кобер.



Прошло несколько лет, каких-либо серьезных продвижений в работе над дирижаблем не происходило. Местный народ начал активно посмеиваться над фанатичным стариком и его «компашкой». Особенно ядовито публика отреагировала на идею создания «воздушного поезда». Цеппелин предложил соединить несколько сферических аэростатов друг с другом, видя в этом проекте большой потенциал. Но ученый совет и пресса были иного мнения. Вместо одобрения Фердинанд получил насмешки и обидные карикатуры.

Мучительный поиск

Занимаясь идеей «воздушного поезда», фон Цеппелин и его команда не обратили внимания на конкурента. В начале ноября 1897 года конструктор Давид Шварц создал новинку — дирижабль жесткой конструкции. Причем не на бумаге, судно поднялось в воздух! До Шварца никто не пытался сделать дирижабль жестким. Они были или мягкие, или полужесткие. И вдруг такой прорыв! В своем детище Шварц спрятал баллоны внутри специального каркаса из алюминия. Сам же дирижабль был обтянут тканью и имел стандартную сигарообразную форму. Благодаря такой конструкции отпала необходимость закачивать водород под большим давлением, резко увеличилась надежность. Шварц был на верном пути, но… вскоре он умер. Цеппелину выкупил у вдовы все наработки. И «конструкторское бюро» получило пищу для размышления.



На реализацию проекта требовалось много денег. Поддержку Цеппелину оказал Союз немецких инженеров, совместно они организовали «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания». Начальный капитал — примерно 400 тысяч марок — Фердинанд выделил из своих личных сбережений. Этого хватило для старта работ.

Спустя год «Luftschiffbau Zeppelin» (LZ-1) был построен. Его длина составляла 128 метров, в диаметр — порядка 12 метров. Воздушное судно получилось гигантским. И в 1900 году сам граф поднялся в воздух на своем детище.

Первый блин оказался комом. Несколько месяцев дирижабль ремонтировали и доводили до ума. Второй полет стал более удачным, но беда пришла с другой стороны. Сначала обанкротилось «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания», потом в финансировании отказали военные. Затем сильный ураган практически уничтожил LZ-1. Денег на ремонт у старого графа уже не оставалось. Можно было впадать в отчаяние, но Фердинанд держался.

Через 4 года после катастрофы, в 1905 году, король Вюртемберга словно решил сжалиться над Цеппелином. Он организовал благотворительную лотерею, желая поддержать воздухоплавание. Граф разжился хоть и небольшой, но очень нужной суммой. Продав часть имущества, а также остатки LZ-1, ему удалось набрать 400 тысяч марок. Они пошли на создание LZ-2.

Злой рок шел след в след за Цеппелином. Сначала дирижабль упал в озеро. Затем его подхватило течение… До середины января 1906 года судно ремонтировали. Но как только оно было готово, налетел ураган и уничтожил детища Цеппелина. Народ поговаривал, что он проклят. Наверное, в тот момент и сам Фердинанд в это поверил.

Сумев выдержать очередной удар насмешек и порицания, фон Цеппелин заложил свое имущество, а вырученные деньги вложил в создание LZ-3. И в начале октября 1906 года дирижабль был готов. Наконец-то графу повезло. Третье по счету его творение оказалось удачным. Правда, еще в течение целого года аппарат то и дело модернизировали и доводили до ума. Зато результат превзошел все ожидания, «тройка» сумела зависнуть в воздухе на восемь часов! Этот успех не могли не заметить военные. Вскоре они заказали «конструкторскому бюро» Цеппелина дирижабль, выделив на это изобретателю необходимые 400 тысяч марок. А спустя некоторое время расщедрились на фантастическую по тем временам сумму — свыше миллиона марок.

К июню 1908 года LZ-4 был готов. А в июле король и королева Вюртемберга вместе с графом поднялись на дирижабле в воздух. Старый изобретатель дождался своего звездного часа и получил орден «Черного орла». Тогда он и не подозревал, что до трагедии оставалось совсем немного…

LZ-4 сгорел 5 августа 1908 года. Свидетелями случившегося стали более 40 тысяч зрителей, собравшиеся в долине Рейна, чтобы понаблюдать за дирижаблем. В тот роковой день судно должно было отправиться в свой первый дальний перелет по маршруту Фридрихсхафен-Страсбург-Мангейм-Майнц. Но сильный порыв ветра ударил дирижабль о дерево. Судно мгновенно вспыхнуло… Казалось, что уж этого удара изобретатель не переживет. Но помощь неожиданно пришла с той стороны, с которой он и не ждал. Обычные немцы решили собрать деньги на создание «пятерки».

Вскоре фон Цеппелин получил порядка восьми миллионов марок. Такая сумма позволила графу не только вернуть свое имущество, но и помочь другим пионерам воздухоплавания. Например, он оказал помощь Коберу, чтобы тот смог заняться созданием гидросамолетов.

В конце мая в воздух поднялось пятое детище Цеппелина. Дирижабль LZ-5 стал творцом истории — его официально взяли в армию. И хоть через год судно разбилось, граф поставил производство дирижаблей на поток.

К началу Первой мировой войны у Германии на вооружении находилось восемь воздушных судов. Деньги, полученные от военных, позволили Цеппелину организовать производство аппаратов по всей стране. Военные дирижабли графа могли нести смертоносный груз до тонны и оснащались несколькими пулеметами. В мае 1915 года именно они скидывали бомбы на Лондон.

На Цеппелина посыпались новые заказы. Заказчиков не смущало даже то, что дирижабли легко выходили из строя от зажигательных пуль и авиационных пулеметов. И к 1917 году немцы потеряли более сотни «цеппелинов».

Граф умер в 1917 году. В следующем году Германия капитулировала и подписала Версальский мир. По его условиям стране запрещалось строить, а также эксплуатировать дирижабли. Те немногие аппараты, которые сумели пережить войну, забрали победители. Казалось, дело старого графа погибло. Но его бывший пресс-атташе сумел найти выход из ситуации. Помогли ему американцы. Их заинтересовали дирижабли, и они сделали заказ. Так в 1920 году появился LZ-126. От «исходника» он отличался тем, что в баллоны закачивали не водород, а безопасный гелий. Немецкое детище пришлось заказчикам по вкусу. Вскоре родилось совместное производство «Goodyear-Zeppelin». Просуществовало оно недолго — сказался мировой экономический кризис. Поэтому конструкторы сумели создать лишь один дирижабль: «Акрон» длиной в 239 метров (разбился в 1933 году).

А в 1928 году, спустя восемьдесят лет со дня рождения графа, в воздух взмыл LZ-127 «Граф Цеппелин». Именно это воздушное судно совершило кругосветное путешествие, уложившись в двадцать один день.

Кстати, в немецком языке слово «дирижабль» вообще не встречается. Вместо него — «цеппелин»…

Автор: Павел Жуков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх