На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Большой скачок — индустриализация Китая, погубившая миллионы человек

Новейшая история многих азиатских стран для европейского человека меркнет перед событиями 20-го столетия, разворачивающимися на западе. А между тем, по своим масштабам и трагизму многие из этих событий ничем не уступают социальным потрясениям, происходившим в Европе. Одним из таких событий, безусловно, является экономическая компания по индустриализации Китая, проведённая в начале второй половины 20-го века. «Большой скачок» — а именно так было названо данное событие — вопреки ожиданиям китайских лидеров не только не привел страну к подъёму, а отбросил ее экономику на несколько десятилетий назад и привело к массовым жертвам.

Война для Китая отнюдь не закончилась вместе с капитуляцией Японии и завершением Второй мировой. Власть над страной желали получить две политические партии: КПК (Коммунистическая Партия Китая) и Гоминьдан (Китайская Национальная Партия), которые сошлись друг с другом в ожесточенной схватке. Гражданская война в Китае завершилась лишь в мае 1950 года полной победой КПК при финансовой и военной поддержке СССР. К единоличной власти в стране пришел Мао Цзэдун, встав во главе Китайской Народной Республики.

Мао Цзэдун

Страна, разоренная войной, представляла собой в экономическом плане жалкое зрелище — предприятия срочно нуждались в модернизации, а 90% всего производства в стране приходилось на аграрный сектор. Мао Цзэдун — приверженец марксизма, с удовольствием принимавший опыт индустриализации СССР в сталинскую эпоху — был уверен, что поднять экономику страны можно лишь путем стремительной коллективизации, а недостаток опытных специалистов заменить энтузиазмом трудящихся.

К 1958 году стало понятно, что Китай слишком медленно восстанавливается от последствий долгих войн, поэтому Мао Цзэдун решил воплотить свои идеи в жизнь. В мае 1958 на съезде КПК был провозглашён новый экономический курс, названный «Большим скачком». По мнению руководителей страны, достичь рекордных экономических показателей поможет создание народных коммун и направить как можно больше предприятий на производство стали. В частности, согласно назначенному КПК плану уже в 1958 году в стране должны были произвести в два раза больше металла по сравнению с 1957 годом. Следуя примеру СССР, руководящая партия Китая представила и свою «пятилетку», в которой планировалось к 1963 году увеличить выпуск промышленной продукции в 7 раз, а сельскохозяйственной — в 2,5 раза. При этом выплавка стали должна была увеличиться с 10 млн. тонн до 100 млн. тонн в год. Задача была ясна, цели поставлены, и вся страна с энтузиазмом принялась выплавлять сталь. Этому способствовала большая агитационная компания, развёрнутая на территории КНР.

Один из агитационных плакатов времен «Большого скачка»

В августе 1958 года, через 4 месяца после начала «Большого скачка» Мао Цзэдун, глядя на завышенные данные о производстве зёрна в стране, заявил, что продовольственная проблема страны решена, а собранных запасов хватает для обеспечения населения пищей. Кроме того, лето 1958 года было отмечено хорошей погодой, поэтому крестьянам удалось собрать отличный урожай, поэтому проблема продовольствия была забыта даже скептиками.

Бесплатная столовая в одной из коммун

Не секрет, что вдохновение для новой экономической политики председатель КПК находил в реформах раннего СССР. Предполагалось, что по всей стране будут созданы массовые крестьянские коммуны (по 20 000 человек в каждой), где имущество каждого члена будет передано в общее пользование. Затем планировалось осуществить полный отказ от денег и переход на систему бесплатного жизнеобеспечения. Все это было похоже на кошмарный эксперимент, антиутопию, охватившую страну с населением почти 1 млрд. человек.

Выплавка стали в ночное время

А пока что предприятия и коммуны были озадачены тем, чтобы выплавить как можно больше стали. Повсюду сооружались сталелитейные мастерские, в которых крестьян после долгой работы в полях плавили металл. Нужно ли говорить, что у вчерашних пахарей отсутствовали необходимые для этого знания, а качество самодельных печей оставляло желать лучшего? Доходило до того, что крестьяне производили сталь даже в своих собственных домах в печах, которые отапливались при помощи дров. Уже к концу августа 1958 года по всей стране насчитывалось не менее 700 000 печей. А активная пропаганда заставляла крестьян вместо возделывания полей заниматься металлургией.

После того, как первые партии металла попали на производства, стало понятно, что его качество не соответствует никаким стандартам, и использовать его для промышленности невозможно. Ситуация усугубилась тем, что многие специалисты из СССР, контролировавшие процессы производства, покинули Китай после выступления Никиты Хрущева с разоблачением культа личности Сталина, что шло вразрез с политикой КПК.

Самодельные крестьянские печи не могли обеспечить должного качества выплавляемой стали

Труд миллионов рабочих дал прирост в выплавке стали на 45% в 1958 году и на 30% в 1959 году. Парадокс состоял в том, что произведённую сталь невозможно было нигде использовать. Лишь к 1960 году правительству стало очевидно, что производство стали низкого качества неэффективно, после чего многие печи прекратили свою работу, а выплавка упала даже ниже 1958 года.

Ситуацию могло бы спасти сельское хозяйство страны, но и здесь в рамках «Большого скачка» были проведены неудачные реформы и приняты ошибочные решения. Чего только стоит компания по уничтожению воробьев, когда гибель сотен тысяч птиц привела к размножению насекомых-вредителей, уничтожавших урожай. Помимо этого часть полей была отдана под агропромышленный эксперименты, призванные повысить урожайность, но в итоге полностью провалившиеся. На фоне этих проблем в 1959 и 1960 страну поразила засуха.

Наглядные результаты политики «Большого скачка»: показатель смертности резко превысил показатель рождаемости в годы проводимых реформ — источник

В результате всех этих факторов в КНР начался голод. Для пополнения государственных зернохранилищ у крестьян забирали последние остатки еды. В партийных отчетах отмечалось, что еды в стране достаточно — ведь зернохранилища были полны, но реальная ситуация складывалась плачевно: даже в самой плодородной провинции Сычуань крестьяне умирали от голода. В 1961 году гибель населения приобрела угрожающие масштабы. Мао Цзэдун, открывший глаза на развернувшуюся катастрофу, приостановил реформы в сельском хозяйстве и начал закупать зерно в Канаде и Австралии, попутно открыв государственные зернохранилища. Но эпидемию голода удалось остановить лишь год спустя.

По приблизительным оценкам, за 4 года «Большого скачка», который должен был вывести экономику Китая на более высокий уровень, погибло 45 миллионов человек. Финансовые потери КНР составили более четверти своего ВВП. Ни о каком развитии не могло идти и речи — государство в своем развитии оказалось отброшено на несколько десятилетий назад. Сам Мао Цзэдун признал, что реформы «Большого скачка» были ошибочны. Но вряд ли он сделал это искренне — впереди страну ожидало еще одно более страшное испытание под названием «Культурная революция». О ней мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх