На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Простая русская девушка Надя Курченко

Подвиг, ценою в жизнь, или печальная история Надежды Курченко

Фото: Надежда Курченко. Бортпроводница из Удмуртии, погибшая при захвате самолета в 1970 году. ВПЦ «Школа юных летчиков»

15 октября 1970 года 19-летняя бортпроводница, бывшая пионервожатая в школе села Понино Глазовского района попыталась предотвратить теракт на борту самолета Батуми – Сухум – Краснодар. Подвиг стоил ей жизни. Это был первый захват самолета в истории СССР. Вся страна была потрясена трагедией.

В начале октября 70-го года в Сухумском авиаотряде обсуждали новость: Надя Курченко выходит замуж! Веселую доброжелательную девушку из Удмуртии здесь все любили. В аэропорт, где служил ее дядя, она пришла работать в восемнадцать лет. Сначала – в бухгалтерию, затем на АН-24 бортпроводником. Девушка быстро освоила технические тонкости своей профессии, умела ладить даже с самыми беспокойными пассажирами. Однажды за стойкость и выдержку во время аварийной посадки была награждена именными часами.

19-летняя Надежда Курченко активно участвовала в общественной жизни авиатряда, отлично держалась на сцене, декламировала стихи, была ответственной за работу спортивного сектора.Фото: ВПЦ «Школа юных летчиков»Надежда Курченко, воспитанница Понинской школы-интерната Глазовского района, 1960 год.Фото: Центральный Госархив Удмуртии

Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным. На борт АН-24 поднялись 46 пассажиров. Последними зашли мужчина средних лет с 15-летним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы. Оба в серых плащах. Они прошли в переднюю часть салона.

Через пять минут после взлета на высоте 800 м Пранас-старший вызвал стюардессу и отдал конверт, потребовав передать его командиру экипажа. Внутри был листок с отпечатанными на машинке требованиями об изменении маршрута. Надежда, прочитав сообщение, требования террориста выполнять не спешила. Тогда Пранас соскочил с кресла и побежал вперед. Его сын удерживал пассажиров, угрожая взорвать самолет.

Через месяц после трагедии обнародовали имена террористов. Бывший завмаг из Вильнюса, отсидевший в тюрьме за растрату, Пранас Бразинскас ненавидел советскую власть и решил бежать за границу. Вылетая в Батуми, литовец взял с собой сына, оружие и сбережения – 6 тыс. долларов. После угона самолета просил политического убежища. Пранаса приговорили к восьми годам тюрьмы, Альгирдаса – к двум. Далее они эмигрировали в США.Фото: aeslib.ru

Надежда, преграждая путь к кабине пилотов, успела крикнуть: «Нападение! Они вооружены!» Это были ее последние слова.

Убив стюардессу, бандиты вломились в кабину и потребовали лететь в Турцию. Командир Георгий Чахракия отказался, тогда в него выстрелили. Палили и в сторону пассажиров, чтобы удержать их на месте. Всего в обшивке самолета потом насчитали 24 пулевые пробоины.

Под угрозой взрыва самолета раненым пилотам пришлось направиться к аэропорту Трабзон. Турецкие власти помогли раненым, и на следующий день всех пассажиров и тело Нади Курченко вывезли в Советский Союз. Посмертно девушку наградили орденом Красного Знамени.

Участники слета, посвященного дню рождения стюардессы Н. Курченко. Первый ряд третья слева – Генриетта Ивановна Курченко, мама погибшей стюардессы, 1976 год.Фото: Центральный Госархив УдмуртииПамятник бортпроводнице Надежде Курченко в парке Сухуми, 1970 год.Фото: Центральный Госархив Удмуртии Возложение цветов к памятнику стюардессы Надежды Курченко в с. Понино Глазовского района, 1980 год.Фото: Центральный Госархив Удмуртии

Через 20 лет по просьбе матери бортпроводницы прах Надежды Курченко был перезахоронен в Глазове. Именем Надежды были названы музеи, школы, пионерские дружины, улицы. В память о ее подвиге снят художественный фильм. А музыканты популярной группы на концертах посвящали ей песню «Звездочка моя ясная».

Изменила трагедия и отношение властей к системе безопасности на воздушных судах. Продавать авиабилеты начали по паспортам, в аэропортах ввели выборочный досмотр багажа пассажиров. На самолетах усилили двери кабин экипажей и установили в них «глазки».

В Школе юных летчиков Ижевска был создан и функционирует по сей день музей Надежды Курченко, 1980-е годы.Фото: Центральный Госархив Удмуртии

С 1971 года все рейсы пассажирских лайнеров, проходившие вблизи рубежей СССР, стали сопровождать сотрудники милиции в штатском, которые были обязаны не допустить угона самолета за границу любой ценой. В 1972 году СССР ратифицировал Гаагскую конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.

Источник

Показательно, что судьба подлых убийц Нади сложилась незавидно.

Захватив самолет, бандиты дали указание команде держать курс на юг в Турцию и приземлиться на аэродроме Трабзона.

После приземления бандиты были задержаны турецкими властями, а заложникам оказана медицинская помощь и предложено остаться в Турции, однако никто из них не согласился. И на следующий день всех граждан Советского Союза доставили на родину.

СССР потребовала у турецких властей выдать им задержанных Бразинскасов, однако получил отказ. Это было связано с вмешательством в это дело США. Сразу после инцидента представители официальных учреждений Соединенных Штатов, в том числе ЦРУ, прибыли в Анкару.

Террористов осудили на территории турецкого государства, дав за содеянное слишком мягкое наказание: Пранас Бразинскас был приговорен к восьми годам заключения, а Альгирдас – к двум. Но и этот срок бандиты не отсидели. Спустя 4 года они попали под амнистию и были переведены под домашний арест. Через два года они тайком обратились в американское посольство с просьбой о предоставление политического убежища, но получили отказ.

Отец и сын бежали в Венесуэлу, собираясь оттуда отправиться в Канаду, но по пути осели в Нью-Йорке, где при поддержке американцев литовского происхождения, им удалось получить вид на жительство.

Бразинскасы поселились в Санта-Монике и сменили имена и фамилии: Фрэнк Уайт (Пранас) и Альберт Виктор Уайт (Альгирдас). Отец и сын позиционировали себя как героев и патриотов, борцов за свободу Литвы и даже выпустили книгу. К 30-й годовщине угона советского самолета они направили письма в литовские газеты, где описывали свой «подвиг». Рассказывали о том, что им удалось прорваться сквозь «железный занавес» советских оккупантов, впервые в истории направив «советский самолет из тюрьмы порабощенных Советами народов в свободный мир. Это событие потрясло советскую империю зла, прославило дело свободы Литвы во всем мире, мобилизовало живущих на Западе литовцев…. Наш подвиг, как и подвиг литовских партизан, был и личным, и политическим, и моральным».

Пранас и Альгирдас гордились своим поступком и даже предприняли попытку организовать сбор средств, в фонд помощи самим себе, однако эта затея с треском провалилась.

Спустя 32 года наказание всё-таки настигла преступников. 10 февраля 2002 года 46 летний Альгирдас забил своего отца до смерти (Пранасу на тот момент было 77 лет). По рассказам соседей, старик начал страдать маразмом, был желчным и раздражительным. Отношения между отцом и сыном резко ухудшились. Это подтвердил и сам Альгирдас на суде. Альгирдас Вайль (Бразинскас) был признан виновным в совершение преднамеренного убийства второй степени и приговорен к 20 годам тюремного заключения, который позднее сократили до 16 лет.

Альгирдас Вайль Бразинскас должен был выйти из тюрьмы в 2018 году, однако никаких данных о его нынешней судьбе найти не удалось. Возможно, он скончался в американской тюрьме.

Источник

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх