На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Конкистадоры против ацтеков. Танки Кортеса (часть 4)

Но он умер – и тогда
Сразу прорвалась плотина,
Что авантюристов дерзких
От народа защищала.
Г.Гейне. Вицлипуцли


Мы продолжаем рассказ о войне конкистадоров против ацтеков. Если в прошлых материалах речь шла про оружие и доспехи, то сейчас рассказ пойдет еще и о тактике испанцев и тех новинках военного дела, которые они использовали. Правда, начать придется довольно-таки издалека, со времен древней Ассирии. А все потому, что развитие военного дела в прошлом происходило очень медленно, и то или другое изобретение древних потом использовалось на протяжении не то что веков – тысячелетий!

Конкистадоры против ацтеков. Танки Кортеса (часть 4)

Ассирийский таран. Рельеф из Нимруда. (Британский музей)

Вот и в древней Ассирии – о чем свидетельствуют барельефы из Нимруда, применялись оригинального устройства тараны, имевшие вид полностью закрытых со всех сторон повозок с торчащими из них либо бревнами с характерными навершиями в виде копейных наконечников, либо раструба из литого металла. Колесных пар у такого тарана могло быть и две, и три, и вот вопрос: а каким образом такой «древний танк» передвигался. Спереди лошадей у него не могло быть по определению. Сзади на рисунках их не видно. Напрашивается вывод, что они были укрыты внутри тарана. Ну, а бревно в нем никто не раскачивал, подобно тому, как это делали греки и римляне. Оно жестко закреплялось, после чего таран разгонялся и… ударял в стену вражеского города. Вот только копыт животных между колесами не видно.


Еще один рельеф из Нимруда. На нем вы видите таран со стрелковой башенкой, действующий на наклонной насыпи. (Британский музей)

Другой особенностью таранов ассирийцев являлось наличие на них боевых башен для лучников. То есть таран у них был не только машиной для разрушения стен. Нет! Находящиеся на его башне воины могли обстреливать защитников города, которые пытались, видимо, помешать работе тарана.

Во всяком случае древние барельефы ассирийцев представляют собой интереснейший памятник военного искусства этого древнего народа, у которого учились другие народы, жившие неподалеку, и передавали свои знания другим. А что-то открывали спустя тысячелетия другие народы и сами, знающие об ассирийцах разве что по текстам из Библии! Хотя сами они, возможно, даже и не подозревали, что повторяют открытия давно забытого народа и идут его путями.


Ассирийский таран из Нимруда. Реконструкция современного художника.

Интересно, что «танк», похожий на ассирийский образец, правда, без башни для стрелков в XIV веке предложил некий сиенец Мариано до Джакопо (Мариано Таккола), у которого мы видим такую закрытую со всех сторон (включая колеса) «повозку», увенчанную головой единорога на длинной шее. Голова поднимается и опускается на блоке, и тогда рог выполняет функцию тарана. То есть это было явно коллективное оружие, но вот каким образом оно передвигалось, управлялось и какие на нем были средства наблюдения – неизвестно!

В 1456 году, то есть задолго до экспедиции Кортеса, в Шотландии использовались четырехколесные двухэтажные боевые повозки. Внутри рамы внизу находились две лошади. Наверху за ограждением – воины. Но… непонятно, как эта повозка управлялась и потом ведь в средневековой Шотландии проблема дорог тоже была…


«Танк Леонардо да Винчи». Его собственноручный рисунок.

Леонардо да Винчи в это время было четыре года, но затем он сконструировал свой собственный, причем, судя по его чертежам, совершенно неработоспособный, танк. Мало того, что человеческих сил не хватило бы его сдвинуть, так там в редукторе еще и одной шестеренки не хватает, а без нее она не поедет! Написал же о нем в своем письме миланскому герцогу Сфорца (ок. 1500 г.) буквально следующее: «7. Вдобавок, я умею мастерить повозки, крытые железом, безопасные, надежные и неприступные; оснащенные пушками, они вихрем врезаются в сомкнутые шеренги врага, и никакое войско, сколь хорошо бы оно ни было вооружено, не могло бы перед ними устоять. А идущая позади них пехота сможет продвигаться вперед без малейшего ущерба для себя, не встречая на своем пути никакого сопротивления.»


«Танк Леонардо да Винчи». Современная реконструкция.

В 1472 году итальянец Вальтурио предложил «аэромобиль» с приводом от мельничных крыльев, а Симон Стевин из Нидерландов – ставить на колеса небольшие боевые корабли. Был и еще один интересный проект той эпохи, но времени более позднего, чем экспедиция Кортеса – боевая плавающая машина Августино Рамелли (1588 г.), причем опять-таки итальянца. Интересно, что машина эта не предназначалась для действия на суше, а всего лишь… для преодоления водных преград под огнем врага. Оригинально, не правда ли? К объекту форсирования его машину подвозила лошадь. Затем ее выпрягали, оглобли снимали и машину спускали передними колесами в воду, после чего в нее через заднюю дверь забирался экипаж. Движение на плаву осуществлялось гребными, расположенными между «ходовых колес», а управление – рулевым веслом, торчавшим сзади. Экипаж, форсируя водную преграду, мог вести огонь по противнику через бойницы, а сам был от огня неприятеля защищен. Когда машина выходила на берег, откидывалась передняя аппарель и… находившиеся внутри воины устремлялись в бой! Неплохая идея, но уж слишком, скажем так, для того времени «человеколюбивая». Это же сколько сил нужно было положить лишь на то, чтобы защитить своих солдат, когда они перебирались через ров или форсировали реку. Естественно, что проще было всего этого не делать…


Боевая повозка Августино Рамелли. Реконструкция современного художника.

Как бы там ни было, а идея некоего устройства на колесах, призванного облегчить ведение боевых действий находящимся внутри него воинов, уже в начале XVI века буквально витала в воздухе. И люди образованные, в частности, тот же Кортес, вполне могли об этом и слышать, и читать… Почему нет? Ну, а кроме того, нужда – это лучший учитель и стимулятор творческой деятельности. Так что, неудивительно, что, когда у испанцев, осажденных в столице ацтеков Теночтитлане, возникли серьезные проблемы с ведением боевых действий в условиях городской застройки, самый умный из них нашел решение, как нельзя лучше отвечающее обстоятельствам, в которых они оказались.

А было так, что пока император Монтесума был жив, индейцы регулярно и не задумываясь поставляли к нему во дворец продовольствие. Но когда он погиб во время штурма индейцами его дворца, его запасы стали катастрофически уменьшаться. Лишь раз в день солдаты получали несколько лепешек. Вода и та выдавалась по норме, так как колодец, что выкопали во дворце осажденные испанцы, наполнялся водой очень медленно. В своем известном произведении «Вицлипуцли» Генрих Генрих написал о страданиях конкистадоров так:

«После смерти Монтесумы
Кончился подвоз припасов;
Рацион их стал короче,
Лица сделались длиннее.
И сыны страны испанской,
Постно глядя друг на друга,
Вспоминали с тяжким вздохом
Христианскую отчизну.
Вспоминали край родной,
Где звонят в церквах смиренно,
И несется мирный запах
Вкусной оллеа-потриды,
Подрумяненной с горошком,
Меж которым так лукаво
Прячутся, шипя тихонько,
С тонким чесноком колбаски...»

К мукам от голода и жажды добавились еще страдания от ран. Особенно были озлоблены солдаты Нарваэса, которые примкнули в армии Кортеса, будучи привлеченными посулами, теперь готовы были его растерзать, так как видели в нем главного виновника своих несчастий. Вне сомнения, они и дали бы выход своему гневу, если бы они также не видели в нем и своего единственного спасителя. Но зато уж ругали они его от души…

А Кортес был очень обеспокоен тем, что испанцам стала грозить смерть от голода, и он решил, что из города нужно уйти. Но сделать это было очень непросто. Но хуже всего было то, что заканчивался порох. Еще пара-тройка таких сражений, как те, что у конкистадоров уже были здесь в Теночтитлане — и умолкнут их аркебузы и фальконеты — самое грозное оружие завоевателей, давшее огромное преимущество над индейцами. Продумывая план отхода, Кортес решил идти по тлакопанской плотине, которая была короче других и имела длину всего в две мили. Но сначала нужно было узнать опасные участки предстоящего пути через мосты, что пересекали плотину. И в первую очередь следовало выяснить, действительно ли их разрушили индейцы, и если это было правдой, то следовало попытаться их восстановить.

Надо сказать, что когда испанцы оказались окруженными во дворце Монтесумы, то… им пришлось столкнуться со спецификой войны в условиях города с правильной планировкой, к которой они были просто не готовы. Ведь европейские города были совсем другими. А тут улицы пересекались под прямыми углами, тупиков, переулков не было, невозможно было и поджечь дома так, чтобы огонь перекинулся на другие строения, поскольку все дома были каменными. То есть опять-таки испанцам удавалось поджечь отдельные дома индейцев, и бывало, что они сжигали и по 300 домов, но дело это было многотрудное. К тому же, дома были в два этажа и с плоскими крышами, и индейцы сбрасывали с них на испанских всадников камни, от которых не защищали ни шлемы, ни щиты, ни доспехи. А поразить индейцев на крышах снизу было невозможно. Улицы были и широкими и… узкими. Последние индейцы легко перегораживали баррикадами. Испанцам приходилось разметывать их артиллерийским огнем, то есть, передвигаясь по городу, тащить за собой еще и пушки.


Иллюстрация Джона Пола по одной из европейских гравюр. Примерно так, по мнению этого историка, выглядели и «танки Кортеса» с размещенными на них арбалетчиками и аркебузирами.

Причем даже конница помогала им не всегда. Например, решив штурмовать «Большой Теокалли», испанцы столкнулись с… «большой неприятностью». На совершенно гладких каменных плитах храмового двора подкованные лошади конкистадоров скользили и падали. Так что их латникам пришлось во дворе спешиться и идти в бой в одном строю с пехотой. Так что подобные схватки на улицах города были для испанцев очень опасны. Ранен был в левую руку даже сам Кортес…

Поэтому, когда было решено уйти из города, причем уйти ночью, под покровом темноты, так как было известно, что ночью ацтеки не воюют, Кортес постарался сделать все возможное, чтобы спасти жизни своих солдат и уменьшить потери. Для этого он решил использовать в предстоящей разведке боем движущиеся боевые башни собственной конструкции. Были сделаны сбитые из досок и теса двухэтажные коробки с бойницами, выходящими во все стороны. В каждой такой башне могло поместиться по двадцать пять солдат. Эти громоздкие и неуклюжие сооружения имели по четыре колеса на деревянных осях, обильно политых маслом. Причем, ровные, выложенные каменными плитами мостовые Теночтитлана очень сильно облегчали их использование. Ну, а тащить их должны были, ухватившись за канаты, десятки индейцев-союзников Кортеса – тлашкаланцы.


«Танк Кортеса». Реконструкция современного художника.

На первых порах движущиеся башни (а всего их было сделано четыре) имели успех. За их деревянными стенами испанские стрелки были в безопасности от стрел и камней. Зато стрелки, находившиеся во втором этаже, могли легко обстреливать индейских воинов на крышах своих домов и ранее трудно уязвимых. Когда же те обращались в бегство, испанцы открывали дверь башни, выбрасывали наружу мостки и вступали с ними в рукопашную, орудуя своими стальными мечами.


А вот такие «танки» предлагал построить Вольтер Екатерине Второй. Почему-то, кстати говоря, и Кортес предпочел воспользоваться в качестве тягловой силы индейцами…

Однако у первого же разобранного индейцами моста башни вынужденно остановились. Пришлось на виду у ацтеков заниматься восстановлением разрушенного моста. Сначала первого, а затем и второго… После чего переправлять по ним башни и двигаться таким образом вперед. В итоге за два дня поистине каторжного труда испанцам удалось восстановить переправы через все семь каналов! Но для охраны этих семи переправ у Кортеса попросту не хватало людей. И пока бой шел в одном месте, ацтеки пробирались к тем завалам, от которых испанцы уходили, и начинали их растаскивать. Испанцы возвращались, стреляли, убивали несколько человек, но тут бой вспыхивал в другом месте. Только башни давали возможность хотя бы немного отдохнуть, но их было всего четыре, а переправ, которые нужно было охранять от индейцев, было семь!

Продолжение следует…

Реконструкции А. Шепса.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх