На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Наша форма номер восемь...

...что достали, то и носим.

Как выглядели и во что одевались авиаторы Красного воздушного флота времен Гражданской войны? Ответ на этот вопрос дает следующая фотоподборка.

Начало гражданского противостояния красные летчики встретили в дореволюционном обмундировании, которое со временем изнашивалось, а новое ему на замену поступало далеко не всегда. Приходилось искать себе одежду самостоятельно, зачастую смешивая форменные элементы с предметами гражданской одежды или полностью переодеваясь в "гражданку".
Первый снимок сделан на аэродроме Свияжск в августе 1918 года, во время битвы за Казань. Второй слева в летном комбинезоне - командир 1-й Советской боевой авиагруппы И.У. Павлов среди своих сослуживцев. Двое из них в обычных армейских фуражках и гимнастерках (естественно, уже без погон), а моторист, стоящий справа, надел кепку и пиджак. До революции такое отступление от формы было бы немыслимо, но в 1918 году за этим уже никто не следил.



Личный состав 29-го авиаотряда РККВФ у самолета "Бикодрон", Восточный фронт, лето 1919 г. На снимке сложно найти хотя бы двух авиаторов, одетых одинаково. Кожаные и матерчатые куртки, тужурки, плащи, гимнастерки, френчи сочетаются с фуражками и картузами самых разных фасонов и цветов. Вдобавок ни у кого нет знаков различия.



Еще более колоритно выглядят летчики и техники 34-го авиаотряда Южного фронта, напоминающие скорее ватагу босяков, чем регулярное воинское подразделение (мужик, лежащий на первом плане, реально босой). Некоторые без головных уборов и, опять-таки, ни у кого нет никаких отличительных признаков принадлежности к Красной армии.



Групповой снимок служащих Одессского авиадивизиона РККВФ, май 1919 г. Здесь пестроту и разнообразие предметов гардероба кое-где дополняют белые флотские фуражки.



Одно из "элитных" подразделений Красного воздушного флота - так называемый Авиаотряд международной связи, созданный весной 1919 года для полетов в Венгрию, где незадолго до этого произошла революция (впоследствии подавленная). Однако даже в этом отряде большинство летчиков одето кто во что горазд. Только у двоих есть кожаные комбинезоны и еще у двоих - летные шлемы, но один из них надел шлем в нелепом сочетании с длиннополым гражданским пальто и валенками.



Красвоенлет Шевцов (слева), судя по снимку, воевал в цивильном костюме, пришив на левый рукав маленькую авиационную эмблему.



А красвоенлет Жемчужин (справа) под кожаной курткой носил жилетку от костюма, надетую прямо на голое тело.
Кстати, этот парень "прославился" тем, что в 1919 году он совместно с летчиком Павловичем и летнабом Лейландом разбомбил пасхальный крестный ход в Новочеркасске.



Главнокомандующий военно-воздушными силами РСФСР А.В.Сергеев (в расстегнутой шинели поверх кожаной куртики и в кепке с клапанами) среди летчиков Славненской авиагруппы Польского фронта, май 1920 г. Слева от Сергеева в щегольском пиджаке, пилотке дореволюционного образца и белой рубашке с галстуком стоит командир 4-го истребительного авиадивизиона первый советский ас А.Д. Ширинкин. На лацкане его пиджака прикреплен орден Красного знамени.



Группа летчиков Первой конной армии Буденного возле захваченного у деникинцев аэроплана De Havilland D.H.9. Обратите внимание на клетчатый картуз у авиатора справа.



И наконец, единственная фотография, на которой изображены красные летчики, одетые в единое обмундирование, впрочем, даже на ней в центре строя кто-то "отсвечивает" белой гимнастеркой. Это торжественное построение первых послереволюционных выпускников Московской авиашколы, закончивших курс обучения в 1919 году.

Картина дня

наверх