На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Гренландский «фронт» Второй мировой и эскимосы - пацифисты

 
На «Зеленую землю» до Трампа немцы зарились
   

Внезапно вспыхнувшее у американского президента желание купить у Дании Гренландию («Зеленую землю») вызвало во всем мире вопрос: «За каким лешим она ему понадобилась»? Льда и снега Соединенным Штатам не хватает? Кому и зачем может Гренландия понадобиться? 
Между тем еще в прошлом столетии на самом большом острове Земли шли бои, кровь лилась… 

Этот остров, принадлежавший Дании, оккупированной немцами в 1940 году, не признал власть Гитлера. Губернатор Эске Брун решил, что из 22 тысяч жителей острова (несколько датчан и гренландские эскимосы) вполне можно сформировать армию. Сам губернатор сделался генералом, из датчан один стал капитаном, один лейтенантом и пятеро – капралами. Предполагалось, что они возглавят войско из гренландских эскимосов. Потомственные охотники, с их умением стрелять и маскироваться, могли бы стать грозными бойцами. Могли, если бы захотели. Но вот желания стрелять в людей у них как-то не наблюдалось.


Советский исследователь Зиновий Каневский в книге «Цена прогноза» так описал реакцию эскимосов на предложение датчан повоевать: 
«Вековое общение гренландских эскимосов с медведями привело к простой формулировке: здесь, среди безжизненных суровых гор и льдов, человек человеку – друг, хищный зверь человеку – враг. Само сочетание слов «человек – враг» прозвучало бы для ушей эскимоса столь же дико, как и «медведь – друг»! Вот почему, когда весной 1940 года эскимосы услышали о человеке-враге, они пришли в неподдельное смятение.


Неужели же могут существовать на свете двуногие враги, целые государства людей-врагов? А если эти враги появятся здесь, значит, с ними придется бороться? Стрелять в них? Стрелять в ЛЮДЕЙ? Нет, на это эскимосы не пойдут. Да и можно ли принимать на веру рассказы белых о том, будто далеко за морем сейчас идет битва между людьми, горят дома, плачут израненные осиротевшие дети? Дети, величайшая радость жизни, смысл ее, ее суть! Нет, в ТАКОМ деле эскимосы не участники… Так генерал Эске Брун, верховный главнокомандующий вооруженными силами Гренландии, остался без армии».


Что-то в этом духе показано в фильме «Начальник Чукотки». Там на предложение пострелять «за социалистическую Чукотку» аборигены реагировали в стиле гренландских эскимосов. Но, по крайней мере, эскимосы исправно сопровождали датских капитана, лейтенанта и капралов в разъездах, а без их участия осуществлять патрулирование территории Гренландии одним датчанам было бы затруднительно. Так что гренландских аборигенов можно рассматривать как бойцов транспортной службы, внесших свой посильный вклад в победу антигитлеровской коалиции.


Так  кому  же  нужна была эта Гренландия, и от кого ее нужно было оборонять? От вероятного наступления вышеупомянутых медведей? 
Понадобилась она немцам. Захватывать ее они, разумеется, вовсе не собирались. А вот высаживать там свои вооруженные группы они рискнули. Им необходимы были метеорологические данные. Какая война на море может быть без надежных прогнозов погоды? 
Вот и возникла идея высадить собственные метеоотряды в самых отдаленных и наиболее важных в синоптическом отношении районах Северной Атлантики и Западной Арктики. Под покровом полярной ночи немецкие метеостанции могли работать почти круглый год, обнаружить их было очень сложно.


А гренландские циклоны и антициклоны играют заметную роль в формировании погоды. «Метеорологические сведения, на основании которых генерал Эйзенхауэр устанавливал дату вторжения в Нормандию, поступали главным образом из Гренландии», – утверждал американский военный историк С. Морисон. Немцам нужен был метеопост в Гренландии. Уже летом 1940 года четверо предателей-датчан по заданию немцев сделали попытку тайно высадиться с радиометеорологической аппаратурой на восточном побережье Гренландии, чтобы начать снабжать гитлеровцев сводками погоды, но английская канонерка «Фритьоф Нансен» предотвратила вторжение на остров и пленила агентов врага. Было понятно, что немцы предпримут новые попытки обосноваться в Гренландии. И они это сделали.


11 марта 1943 года патруль – датчанин Иенсен и возглавляемые им эскимосы обнаружили немецкий метеопост, который передавал информацию с сентября 1942 года. Две человеческие фигуры при их появлении кинулись бежать, но в хижине осталось имущество. По мундирам и оружию было ясно – это немцы. После этого и начали сказываться специфические, совершенно неповторимые особенности гренландской армии. Командир патруля – датчанин Мариус Иенсен не взял ни вещей, ни даже оружия врага. Он просто не мог этого сделать. Национальный менталитет вверенного ему личного состава не позволял. Его спутники-эскимосы не поняли бы такого поступка и расценили бы его как воровство. Нельзя же брать чужие вещи без разрешения хозяев. Ну не могли они знать, что на войне свои законы, что такое боевой трофей. 


Командующий Эске Брун заранее отдал распоряжение: «Если обнаружите немцев, не подвергайте себя напрасному риску и стреляйте первыми». Но выполнить этот приказ было нелегко по морально-этическим причинам даже датчанам, не говоря уже об эскимосах. 
Иенсен писал в дневнике: «Мне тяжело думать о том, как я выстрелю в человека. Пускай даже врага. Я еще никогда не убивал человека, мне страшно. Конечно, они наши враги, но мне все равно не хочется их убивать». Защитники Гренландии столкнулись с грозной, по местным меркам, боевой силой: немцев было 18 человек – три метеоролога, два радиста, врач и экипаж доставившего их, но прочно севшего на мель небольшого судна. Немцы, поняв, что они обнаружены, начали активные боевые действия – захватили несколько упряжек ездовых собак (эскимосы убежали, не став стрелять в людей) и принялись овладевать искусством езды на них. Овладев, шесть немцев напали на поселок Эскимонесс.


Эскимосы-пацифисты, как и было обговорено заранее, уехали на собаках. Двое датчан в ходе переговоров объявили немцам о намерении оказать сопротивление и принялись отстреливаться из винтовок. Они давно уже по рации просили опекавших их американцев сбросить им пулемет, но те выполнили эту просьбу лишь после окончания боев. А у немцев пулемет был. Они постреляли трассирующими пулями и бросили несколько гранат, демонстрируя свое превосходство в вооружении. Прикинув соотношение сил, двое датчан незаметно для немцев скрылись.


Потом немцы убили датчанина Эли Кнудсена и захватили в плен обнаружившего их Мариуса Иенсена. Но немецкий предводитель лейтенант Риттер неосмотрительно взялся в одиночку сопровождать пленного, который сумел отобрать у него оружие. Стрелять в него самый боеспособный гренландский воин не стал, просто оставил одного и ушел к своим. По пути Мариус Иенсен понял, что в одиночку Риттер погибнет. Он вернулся за немцем, и после длительного путешествия им удалось добраться до датчан. Теперь лейтенант Риттер стал пленным. 


Затем в гренландскую военную эпопею вступили американцы. 29 мая 1943 года звено бомбардировщиков США, прилетев из Исландии, в течение трех часов бомбило и обстреливало пулеметным огнем обнаруженную Иенсеном гитлеровскую метеобазу в Гренландии. Ни один немец не был убит или ранен! Но все постройки и метеоплощадка были уничтожены. Немцы перебрались в палатки. Вскоре за ними прилетел гидросамолет «Дорнье-26» и эвакуировал персонал станции. Вот только доктора, который в одиночку ушел искать лейтенанта Риттера, дожидаться не стали. Через две недели к брошенной немецкой базе подошел американский корабль и пленил брошенного доктора.


Гренландская военная метеоэпопея закончилась. Защитники Гренландии отразили нападение немцев, потеряв одного своего убитым и захватив в плен вражеского офицера. Да еще американцам немецкий врач достался. Самая честная армия в мире – гренландская, которая даже трофеев не брала, потому что они чужие, могла праздновать свою маленькую победу, доставшуюся ей дорогой ценой – гибели Эли Кнудсена…


Максим Кустов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх