На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

684 подписчика

Свежие комментарии

  • ОЛЕГ ОЛЕГ
    Очень интересно. Русским морякам слава !Безумная одиссея ...
  • Валерий Ребров
    Опять историю переписываютКак сложилась суд...
  • ММ
    Одомашнили собак и кошек, а потом стало нечего делать- Интернета то нету! Ну и ломанулись строить пирамиды по всему з...Экспедиция к пред...

Ганзейские когги

kieler_hansekogge_2007

В Северной Европе в XIII в. развитие морской торговли шло быстрыми темпами, и её значение в это время было просто огромным. Для увеличения товарооборота, свободные города Германии создали своеобразное торгово-военное объединение с центром в Любеке, получившее название Ганзейского союза (Ганза). Ганзейцы быстро добились доминирующего положения в торговле на Балтийском и Северном морях. Уже в XIII в. Ганза контролировала морские перевозки от Руси до Лондона.

Одним из важнейших торговых путей был маршрут, пролегавший из Балтики в Западную Европу. По нему перевозилось польское зерно, русская древесина и сельдь из южной части Швеции. С запада на восток суда везли фламандские полотна, французские вина и высоко ценившуюся бретонскую морскую соль. Соль становилась всё более востребованной, так как она широко использовалась в качеств консерванта. Торговали в то время и другими товарами: немецким серебром, русскими мехами, вяленой треской, а также сельдью и другой солёной рыбой с Балтики. Грузы тщательно сортировались и перевозились на различных типах судов.

Однако с течением времени появилось универсальное грузовое судно, выглядевшее несколько грубовато, но отличавшееся отменной прочностью и большой вместимостью. Это судно вошло в морскую историю под названием когг.

Длина коггов обычно составляла от 25 до 30 м., ширина — от 6 до 7,5 м., осадка достигала 3 м. Ранние когги были одномачтовыми, площадь их прямоугольного паруса достигала 180-200 м. кв. Для снастей использовались пеньковые тросы, оказавшиеся подходящими для этих целей, — лишь сравнительно недавно им на смену пришли снасти из синтетических волокон.

Когги строились очень прочно и стойко выдерживали даже сильные шторма. Высокий надводный борт – самый высокий из всех, что сооружались прежде, — позволял им успешно противостоять большим волнам. Усовершенствованное парусное вооружение – на коггах появились булини – позволяло судам ходить не только фордевинд и полный бакштаг, но также крутой бакштаг и галфвинд.

Когги строились по традиционному для Северной Европы методу обшивки внакрой, доски обшивки крепились гвоздями. Оконечности их бимсов выступали за обшивку. Кормовая надстройка являлась частью конструкции корпуса, в то время как носовая могла таковой и не быть , устанавливаясь как своеобразная «нашлёпка» на баке. С течением времени на коггах появился выдвижной бушприт, на смену которому затем пришёл постоянный бушприт. К XV в. когги превратились в большие и весьма совершенные многомачтовые суда. На них вводились различные новшества, так, для удобства работы с якорями появились кат-балки.

Когги широко использовались как для перевозки войск, так и для непосредственного участия в морских сражениях. Прочные и большие надстройки в оконечностях служили удобными площадками для размещения стрелков и других войнов, позволяя им укрываться от вражеского обстрела. Подобные конструктивные особенности были очень полезны в случаях, когда не слишком многочисленным экипажам торговых судов приходилось отражать нападения пиратов.

Шпаков Алексей Ал.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх